Проповедь отца Патрика Олиха в Будславе по случаю перегринации копии креста святого Домиана | Друк |
Дорогие братья и сестры в Иисусе Христе!

Сегодняшнее Евангелие очень радикальное и строгое. Иисус ставит перед учениками выбор — или Царство Божие, или грех. И учит: «Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царство Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает».

Это учение не так просто воплотить в жизнь. Я не говорю о буквальном значении и исполнении слов Спасителя: никто не будет отсекать себе руки или ноги и увечить себя. Тело тоже сотворил Бог, и мы должны бережно к нему относиться. Этими словами Христос показывает, что мы должны выбирать прежде всего Царство Божие, то есть волю Бога, даже если это будет для нас непросто и нужно будет отречься от чего-то в своей жизни.

Мы, францисканцы, в этом году празднуем большой юбилей нашего Ордена Меньших Братьев — 800 лет со дня утверждения Устава, написанного святым Франциском. Восемьсот лет братья и сестры служат Богу, подражая святому Бедняку из Ассизи, который первым рискнул жить странно, стараясь нравиться только Богу. Можно сказать, он отсек свою руку и ногу, отрекаясь от богатств семьи, от славы, почестей, жизни в семье, хотя мог иметь все это. Все изменилось перед этим францисканским крестом, или крестом святого Дамиана (название произошло от часовни святого Дамиана недалеко от родного города Франциска – Ассизи). Ведь Франциск был обычным молодым человеком своего времени и ничем особенным не отличался. Родился он в конце ХІІ в. в достаточно богатой семье. Богатство отца позволяло Франциску ни в чем себе не отказывать. Мир открывал перед Франциском многие возможности. Решив стать рыцарем, прославиться на боле битвы, он собирается на войну. Будущий святой еще больше утвердился в этом стремлении, когда увидел сон — большой замок, наполненный военным убранством. Франциск слышал голос, говоривший ему: «Это все для тебя и для твоих рыцарей». Он отправился на войну, но попал в плен, где пребывал больше года. По возвращении в родной дом Франциск серьезно заболел. Но и это его не сломило. Он снова устремился на войну. На этот раз его остановил Бог. Франциск увидел сон, в котором чей-то голос спрашивал его: «Франциск, кому ты хочешь служить — слуге или господину?» Он ответил: «Господину». «Тогда возвращайся», — велел голос. Франциск вернулся — это было осенью 1204 г.

Наверное, без славы возвратиться в родной город было не просто для Франциска. Но он уже учился отказываться от себя и мирской славы. Он просил Бога, чтобы Тот помог понять, каков его путь, если это не военная карьера. Он ищет и молится. И вот осенью или зимой 1205 г. Бог отвечает ему. В то день Франциск проходил недалеко от часовни святого Дамиано, в окрестностях Ассизи. У него появилось желание помолиться в этой часовне. Войдя, он стал на колени и просил: «Всевышний Боже славный, освети тьму сердца моего и дай мне истинную веру, ясную надежду и совершенную любовь, разумение и познание, Господи, чтобы исполнил я Твое святое и истинное призвание».

Когда он так молился, то услышал голос: «Ступай, Франциск, отстрой мой дом — ты видишь, он почти разрушился!» Святой Бонавентура об этом происшествии пишет так: «Кроме Франциска в церкви в тот час никого не было. Он содрогнулся и замер, восприняв чудо божественного голоса, и когда он постиг сердцем, что внимал самому Христу, то лишился памяти и упал без чувств. Придя в себя, он поспешил исполнить повеление и всей душой предался восстановлению внешнего здания церкви, хотя Божии слова главным образом относились к той церкви, которую Христос приобрел Себе Кровью своей, как указал позже Франциску Святой Дух и что сам он позже открыл братьям» (Большая Легенда, глава II). Начался новый этап в жизни Франциска. Он решает отстраивать церквушку святого Дамиана, потому еще одну часовню, потом еще одну. Под давлением отца отдает ему все — деньги, имя и даже одежду. Он начал служить прокаженным. Потом последовало слушание Евангелия, первые братья, первый устав, то есть правило жизни братьев святого Франциска, утверждение которого папой Иннокентием III в 1209 г. мы и празднуем.

Святой очень часто будет возвращаться к этой часовне и к этому кресту, чтобы молиться, просить и благодарить. Здесь будут жить и духовные последовательницы святой Клары. В молитвах и посланиях святого очень часто говорится о кресте Господнем. Известно и о его почитании Христа распятого, за что святой получит большой дар — первым в истории Церкви он стал носить на своем теле раны Христа (стигматы) на руках, ногах и боку. Он учил своих братьев молиться так: «Прославляем Тебя, Христе, во всех церквах Твоих, какие только есть во всем мире, и благословляем Тебя, ибо святым своим крестом Ты искупил мир» (1Чел 45). Святой возвратился в Сан Дамиано после получения стигматов, незадолго до своей смерти. Полуслепой, ослабленный болезнями, здесь Франциск пишет «Гимн Солнцу», в котором прославляет Бога за Его творения, за всю природу, за все живое и даже за телесную смерть. Все становится поводом к прославлению Бога-Творца и Искупителя. После смерти святого его тело по дороге в Ассизи приносят и в Сан-Дамиано, чтобы с ним могли проститься сестры святой Клары.
Почему Франциск так любил крест? Думаю, не только потому, что с него прозвучал голос, изменивший всю его жизнь. Этот крест больше не говорил к нему звуками, какие улавливают уши. Он приходил, чтобы слушать сердцем, чтобы набираться сил, чтобы возобновлять в себе весь пыл начального обращения к Богу. Он приходил к кресту, чтобы смотреть на Иисуса — своего Учителя и Бога.

Как видим, этот крест — это икона распятия. Часто мы можем думать, что икона присуща только Православной Церкви, но это не так. Оригинал креста Сан-Дамиано написан в ХІ в. в самой Италии, такой стиль изображения святых тайн был присущ не только Православной Церкви, но и Католической. Каждая икона — это словно окно в другой мир, в другое измерение. Мы находимся здесь, в храме. За окном видим деревья, ветер, дождь, снег, но это там, а здесь другой мир. Так и икона открывает нам возможность посмотреть в Божью действительность, хочет помочь нам лучше понять Бога. В прежние века иконы были своеобразным поучением для простых людей, поскольку в то время немногие могли читать и писать. Но даже тот, кто не умел читать, мог «читать» икону. Это открытая книга. Правильно говорить об иконе, что она «пишется», «написана», а не нарисована. Как пишется книга, так и икона пишется. Каждый может прочесть в ней что-то новое, научиться чему-то важному. Надо только уметь правильно понять те знаки и символы, которые есть в этой книге. Мы рассмотрим некоторые символы, которые для нас уже не столь ясны, как для людей того времени, поэтому нам трудно иногда понять, прочитать икону. В иконе нет лишнего, все что-то означает, о чем-то говорит.

Во-первых, очень важны цвета, которыми написана икона. Как в нашей обычной жизни, если кто-то ходит в черном, то мы знаем, что он в трауре, скорбит о ком-то. Если кто-то одет в белое — значит, он радуется. Так и икона имеет свое символическое значение цветов. Одним из наиболее употребляемых на этой иконе цветов есть золотой цвет. Он символизирует что-то дорогое, драгоценное, вечное. Золота много за плечами Иисуса, на золотом фоне изображены фигуры людей, голову Иисуса венчает золотой диск — нимб, знак вечной славы Христа. Золото окружает весь крест. И на это обрамление тоже стоит обратить внимание. Это не просто украшение. Обрамление состоит из маленьких ракушек, окрашенных в золото. Ракушки очень прочные, их трудно сломать, поэтому они являются символом вечности. В сочетании с золотым цветом все это говорит, что икона представляет правды вечные, драгоценные, правды, которые всегда актуальны.

Второй цвет — это цвет черный, цвет смерти, зла, сатаны. За руками Иисуса видна черная большая полоса — это Его гроб, где враги думали закрыть Господа навсегда. У ног Христа тоже есть чернота — символ шеола, черной пропасти, куда сходит Иисус для освобождения праведных душ, чтобы они могли радоваться видению Бога на небесах. Черный канал окружает всю икону, и это означает, что сила зла хочет поглотить тайны Божии, хочет укутать мраком Бога и все, что Он делает для спасения людей. В качестве контраста на этой иконе самой светлой фигурой является сам Христос. Как написал святой Евангелист Иоанн в первой главе Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли». Сила сатаны все равно окружает добро и делает все, чтобы потушить свет Христа.

И третий цвет, важный для понимания этой иконы, — это красный цвет, его больше всего на иконе. Это цвет крови, но в иконографии это также символ любви. На иконе этот цвет берет начало с ран Иисуса. Кровь с ран Иисуса не просто течет, она брызжет, вырывается наружу с энергией. Это особенно заметно на боку Иисуса. И крови на иконе очень много. Это знак того, что Иисус для нашего спасения отдал всю свою кровь, до последней капли. Но это и знак любви Христовой, любви обильной, щедрой. Мы видим, как этот красный канал окружает всю икону, но окружает ее также черный канал, как бы стараясь его нейтрализовать, омыть. Любовь Христа смывает все зло, омывает человека и человечество. Как написал святой Павел, «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 20). Благодать, которая преобладает над грехом. Поэтому раны Иисуса —это в действительности не просто телесные повреждения человека, а фонтан, источник благодати, источник любви, с которого брызжет с силой любовь Христа.

Но самое необычное на иконе — это сам Христос. В Его изображении много деталей, на которые мы часто не обращаем внимания, но они очень важны для понимания этого распятия. Традиционно икона эта называется «крест Сан-Дамиано», «крест святого Дамиана», потому что вся она сделана в форме довольно необычного креста. Но какой Христос здесь изображен? Посмотрим поближе. На голове Иисуса мы видим золотой нимб, символ прославления, славы. Как знаем из Евангелий, на голове Иисуса был терновый венок, но его здесь нет. Все тело Иисуса написано как бы без мышц, изображено необычайно белым, чистым, светящимся. И нигде не видно следов от ран, кроме как на руках и ногах и от удара в бок уже после смерти Иисуса. Обычно на иконах распятия мы видим Иисуса с полуоткрытыми или вообще закрытыми глазами, Христос умирает или уже умер. Но на этой иконе у Христа большие открытые глаза. Это глаза не умирающего. Эти глаза не выдают боли. Это глаза того, кто смотрит и видит. Он видит каждого, кто приходит к иконе.

Изображая распятие, обычно представляют руки прибитыми к кресту, и на них держится вся тяжесть тела. Поэтому тело прогибается вниз и вперед, а руки подняты вверх. А эта икона показывает совсем другое. Руки Иисуса просто расставлены на уровне плеч горизонтально, и они не прибиты. Более того, самого креста не видно вообще, кроме креста в верхней части, где Иисус показывается возносящимся на небо. Почему? Если отбросить все написанное вокруг Иисуса, увидим, что это фигура не распятого, а человека, который стоит на своих ногах, своими силами. Потому что на этой иконе показан не Иисус мертвый, а Иисус живой, точнее, Иисус воскресший. Это тот Иисус, который указывается апостолам после своей смерти, показывает им свои раны и говорит: «Дотроньтесь, не будьте неверующими, это Я. Дух плоти не имеет, а Я имею, Я не плод фантазии, Я живой». Это Иисус, который явился Фоме, говоря: «Вложи свою руку, дотронься, поверь в Меня, что Я жив». Поэтому на Его теле нет следов ран — это тело прославленное, воскресшее, способное проходить сквозь стены, появляться и исчезать. Поэтому Его глаза открыты — теперь Христос вечно живет, чтобы видеть все, с чем мы к Нему приходим. Поэтому Его раны — источник благодати и любви. Они не причиняют Ему боли и показывают только Его любовь. Наибольшая, на мой взгляд, странность этой иконы — сам лик Спасителя. Некоторые люди говорили, что это веселый крест. Действительно, если присмотреться, лицо Иисуса на иконе не представляет боли. Усы придают лицу некоторую строгость, но если подойти поближе, можно увидеть, что это оптический обман. На Его лице улыбка, как и на лице Матери Божьей Будславской. Своей улыбкой Христос еще больше хочет поддержать и укрепить каждого, кто к Нему приходит. Да, Он за нас умер, за нас пролил кровь, Он имеет раны, но они лишь доказывают, что Бог в Иисусе Христе сделал все для нашего спасения. Мы не должны бояться этих ран и крови. В них наше спасение. Его ранами мы исцелены, как предвещал пророк Исайя. Христос показывает нам Свои раны и кровь, чтобы мы поверили, припомнили главную правду веры. Мы не верим в Христа из прошлого. Мы не просто верим в Его смерть, произошедшую когда-то в прошлом и где-то далеко. Иисус жив. Он умер, но воскрес и вознесся на небеса, чтобы быть с каждым и везде. Он смотрит и видит каждого из нас, со всеми нашими проблемами и подвигами, страданиями и удачами, радостями и болями. Он указывает нам с этой иконы свои раны и кровь, чтобы мы снова возобновили в своих сердцах веру в Него, живого и действующего. Почему Франциск смог прожить такую короткую, но такую интенсивную жизнь? Почему он мог отсечь все, что ему мешало в реализации его призвания? Почему он возвращался к этому кресту? Чтобы припомнить и возобновить веру в Иисуса живого, который дальше может исцелять и помогать, который сейчас близок к нам. Он приходит в своем Слове, а также в Теле и Крови на алтаре. Если мы сумеем принять Его живым, если наша вера будет сильна, если мы сумеем научиться от святой иконы из Сан-Дамиано, то сможем различать, что главное в нашей жизни, а что нужно ампутировать, чтобы не пропасть в геенне огненной.

Адноўлена 29.09.2009 12:12
 
© 2003-2024 Catholic.by