Фота Аўдыё Відэа  
be  ru  pl  en  de info@catholic.by
Гэта архіў старой версіі сайта. Новая версія знаходзіцца па адрасе catholic.by
Юрый Гарулёў пра «духоўную карысць» фестываля «Magnificat» (інтэрв’ю Catholic.by)
Інтэрв'ю
14.07.2009 14:45
Пра гісторыю, мэты і працу Міжнароднага каталіцкага фестывалю хрысціянскіх фільмаў і тэлепраграм «Magnificat» чытайце ў інтэрв’ю Catholic.by са старшынёю фестываля Юрыем Гарулёвым.

— Приближается уже V Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм «Magnificat». В этом году он отмечает свой небольшой юбилей. Если возвращаться к истокам, стоит вспомнить, как возникла идея его организации, кто был инициатором? Одним словом, как всё начиналось?

— Сама идея фестиваля возникла не у меня. На одном из заседаний «Signis-Европа» — составной части Всемирной католической ассоциации для коммуникаций «Signis» (в состав входят ассоциации из более чем 200 стран мира — ред.) — участие принимали президент фестиваля «Непокалянов» Зигмунт Гутовский (Польша), известный режиссёр из России Николай Горячкин, возглавляющий структуру «Благовест-медиа» в Санкт-Петербурге, а также я. И вот Зигмунт Гутовский, как президент фестиваля «Непокалянов», предложил сделать три таких фестиваля — в Польше, Беларуси и России, которые могли бы составлять общий механизм. Фестиваль «Непокалянов», которому в этом году исполняется 24 года, проходит там, где жил и работал Максимилиан Кольбе, основатель францисканского монастыря в Варшаве в честь Непорочной Девы Марии (Непокалянов — ред.). В Беларуси в то время уже действовал францисканский монастырь в Удело (Витебская область, Глубокский район — ред.). Я подумал, что сама идея была бы очень красивой: в Польше есть Непокалянов, а у нас в Беларуси — свой Непокалянов. Я сказал, что попробую. Обратился к кардиналу Казимиру Свёнтку, который тогда возглавлял Конференцию Епископов. Затем я позвонил епископу Владиславу Блину, который сразу дал своё согласие. Епископ уже в то время поддерживал все начинания в масс-медиа. Кардинал Казимир Свёнтек предложил вынести этот вопрос на Конференцию Епископов. Предложение было поддержано.

— Кто же стоял у истоков фестиваля? Исходя из его статуса — католический фестиваль — стоит также вспомнить тех, при чьей поддержке он проводится.

— У истоков стояли Конференция Католических Епископов в Беларуси, под патронатом которой существует наш фестиваль, Витебская епархия, журнал «Диалог» во главе с братом Корнелием Консеком и УП Студия «Стоп-кадр».

Первоначально реакция Глубокского райисполкома была настороженной, потому что мероприятие имело и имеет внутрицерковный характер. Но после первого фестиваля, когда они увидели, что за картины приходят, какие приезжают люди, стало ясно, что такие мероприятия просто необходимы. Поэтому следующие фестивали они уже называли «своими», «глубокскими».

— Каковы цели проведения фестиваля?

— «Ut unum sint!» («Чтобы все были одно») — это девиз нашего мероприятия. Главная же его цель — это евангелизация общества, поддержка общечеловеческих ценностей через картины белорусских и зарубежных мастеров кино и телевидения, созданные в различных христианских традициях. Таким образом стебель межхристианского диалога заложен уже в нашем регламенте.
 
— Фестиваль проходит на международном уровне. Наверняка, уже есть постоянные страны-участницы?
 
— Да, конечно. Не принимая во внимание Беларусь, с первого фестиваля и во всех последующих принимают участие Польша, Россия, Украина. Почти в каждом фестивале участвовала Италия. В этом году впервые принимает участие Австралия, Германия, Индия, Ирландия, Эстония. Во второй раз уже Грузия, Канада участвует третий или четвёртый раз, Чехия — третий раз.

В проведении первого фестиваля нам очень помогал президент фестиваля «Непокалянов» Зигмунт Гутовский, потому что никто в мире на знал о фестивале «Magnificat». Он давал нам координаты тех, к кому мы можем обратиться, начиная от частных режиссёров, заканчивая крупными компаниями, как, например, итальянский телеканал RAI. Конечно, первых два фестиваля мы себя чувствовали, образно говоря, очень робко. В основном мы представляли программы «Існасць». Ни «Беларусьфильм», ни «Белвидеоцентр» вообще духовными программами тогда ещё не занимались. После первого фестиваля я официально, уже как председатель фестиваля, обратился к главному редактору «Беларусьфильма». Прошли времена, когда нам запрещали говорить о Боге, о вере, так почему мы не можем об этом говорить сейчас? Поэтому в чём-то и наша заслуга, што сегодня в репертуаре «Беларусьфильма» очень много фильмов, касающихся веры и Бога, больше, конечно же, православных.

На наш конкурс мы приглашаем и православных, и протестантов. Если на первый фестиваль мне приходилось звонить в агентство Православной Церкви и убеждать принять участие, то сейчас по предложениям Православная Церковь лидирует перед Католической Церковью. Дело в том, что в одном Минске работает несколько видеостудий Православной Церкви. Мы просто жутко отстаём в этом отношении от Православной Церкви. Кроме того, они проводят фестиваль в Интернете, на который любая Церковь может прислать даже любительскую работу.

К нам приезжает протоиерей Игорь Собко, заслуженный работник культуры Украины. Он возглавляет Центр православной культуры в Днепропетровске. В православном кино — это очень заметная фигура. Их центр готовит программы на телеканал «Спас».  В этом году он также участвует в фестивале. На конкурс представлены работы самого Игоря Сабко и работы его коллег. В прошлом году он получил приз за лучший документальный фильм.

Как я уже говорил, первые два фестиваля мы были очень робкими и в плане тематики и фильмов, но у нас было огромное желание рассказать о себе. В прошлом году было около 30 работ, в этом году — уже 40. Если быть точнее — 43, потому что в этом году впервые в программу входят мульфильмы. Жалко было оставлять их за бортом. Это хорошие картины, которые людям потом пригодятся, ведь существует ещё «Эхо фестиваля „Magnificat“», в котором участвуют все картины, не только те, лучшие, которые были отобраны на фестиваль.

— Это значит, что фестивалю предшествует конкурсный отбор присланных работ…

— Да, последние два года мы практикуем конкурсный отбор. В этом году предложено 65 работ, 40 из которых — в конкурсе. То есть около 20 работ мы оставили за конкурсом.

— Кто обычно входит в состав жюри, и кем оно будет представлено в этом году?

— Четыре года председателем жюри была Кристина Лялько (главный редактор журнала «Наша вера», редактор серии книг «Библиотека журнала Наша вера» — ред.). Постоянно в состав жюри входит известный реставратор Аркадий Шпунт, режиссёр и диктор белорусского радио Олег Винярский. Он редко появляется на экране, но голос этого человека очень известный. В этом году в состав жюри будет входить три новых человека. Впервые будет Леонид Рузов, режиссёр программы «Існасць», который занимается как православной, так и католической тематикой. В состав жюри впервые будет входить Виктор Хруль, католический журналист и преподаватель МГУ. Его корни из Лиды, но он уже долгое время живёт и работает в Москве. Он сотрудничал с нашим нынешним Митрополитом Тадеушем Кондрусевичем. Виктор Хруль очень интересный и образованный человек, хорошо ориентируется в жизни Костёла не только в Беларуси, но и в других странах. Я считаю, это очень достойная фигура, которая может возглавить работу жюри. И впервые в жюри будет входить главный редактор Белвидиоцентра Вера Ганчарова. В жюри также войдут: Михал Куркевич, представитель Института национальной памяти Польши, Татьяна Дубовец, которая ведёт белорусскую редакцию на телевидении Литвы. Таким образом, жюри — международное.

На первых трёх фестивалях духовенство представлял кс. Ян Кремис, проректор Межъепархиальной высшей духовной семинарии в Пинске. Уже второй год в состав жюри входит кс. Андрей Зайчик, преподаватель пинской семинарии. В составе жюри также кс. прелат Мирослав Скочиляс, эконом курии Витебской епархии. Важно, чтобы была оценка богословская. Директором фестиваля является кс. Александр Амельченя, ответственный за СМИ при Конференции Католических Епископов в Беларуси. Заместитель директора — главный бухгалтер Людмила Горулёва. В состав коммитета также входят: заведующая отдела культуры Глубокского района Мария Поляк, которую в прошлом году заменила её дочь, Иван Кобзик, директор Издательского дома «Молпресс», настоятель прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Удело, директор католической студии в Гродно кс. Казимир Жилис, декан Глубокского деканата кс. Вячеслав Янчишин и кс. Ян Глинка, настоятель прихода Матери Божьей Фатимской в Барановичах.

— Как представляется зрителю продукция из-за рубежа? Готовится какой-то перевод?..

После первого фестиваля, когда картины стали приходить из-за рубежа, возникла необходимость в переводе. На экран тексты перевода зачитывали сами переводчики, а здесь, знаете, нужна актёрская закалка. На второй фестиваль мы решили переводить фильмы и делать диски полностью дублированные. Это колоссальная, очень большая и трудная работа, на зато зритель слышит голос профессионального диктора. Здесь очень большая заслуга диктора Олега Винярского, профессионального звукооператора киностудии «Беларусьфильм» Виктора Краснова, а также Александра Лавыша из гродненской студии, который монтирует звуковую дорожку. Для автора картины очень важно, как она будет звучать на другом языке.

— Можете ли Вы дать прогноз, каким будет фестиваль в этом году?

— Фестиваль будет отличаться уровнем, который растёт. На этом фестивале у нас будет организован вечер, посвящённый польскому кино. Основная часть этого вечера будет посвящена продукции религиозного канала «Религия ТВ» (Варшава, Польша).

— Как долго длится подготовка к фестивалю?

— Можно сказать, целый год. Пол года идёт очень активная подготовка. В феврале месяце заканчивается представление фильмов. Некоторые режиссёры присылают сразу несколько картин, но у нас есть негласное правило — представлять только одну картину. Таким образом, остальные работы остаются в портфеле для участия в отборе на следующий год.

— В каких номинациях присуждаются награды?

— У нас есть следующая градация: Гран-при фестиваля, приз за лучший документальный фильм и приз за лучшую телепрограмму. В этом году добавится ещё приз за лучший мультипликационный фильм.

— Можно ли будет познакомиться с работами, представленными на фестивале, после его завершения, ведь, наверняка, не все желающие смогут принять в нём участие?

— Конечно. По окончании фестиваля проводится так называемое «Эхо фестиваля „Magnificat“». По приглашению мы можем приезжать в определённые города или сёла и организовывать показ работ, учавствовавших в фестивале. В этом плане очень активная Гродненская епархия. В некоторых приходах «эхо» фестиваля проходит даже по два дня.

Очень запоминающееся «эхо» фестиваля, которое проходило в Борисове в позапрошлом году. Это было повторение всего фестиваля. Всё было согласовано с администрацией города. В городском Доме культуры был снят малый зал, где и были организованы все просмотры. «Эхо» фестиваля продолжалось пять дней. Благодаря рекламе в местных газетах и т. д. в последние дни был полный зал. В программу входили работы католических, православных и протестанцких авторов. В зале присутствовали духовные представители этих Церквей, которые и представляли картины авторов своих конфессий.

Таким образом, «Эхо фестиваля „Magnificat“» помогает познакомить с нашим фестивалем больше людей. Продукция, которая представляется на нём, действительно приносит духовную пользу и укрепляет в человеке хорошее.

— Благодарю за беседу.

Беседовала Валентина Крутая
 

Пры выкарыстанні матэрыялаў сайта спасылка на Catholic.By абавязкова.