Фота Аўдыё Відэа  
be  ru  pl  en  de info@catholic.by
Гэта архіў старой версіі сайта. Новая версія знаходзіцца па адрасе catholic.by
Даклад арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча «Аналіз энцыклікі Папы Францішка LUMEN FIDEI» на навуковай канферэнцыі ў Казані
Архиепископ Тадеуш Кондрусевич
Митрополит Минско-Могилевский

АНАЛИЗ ЭНЦИКЛИКИ ПАПЫ ФРАНЦИСКА «LUMEN FIDEI»

Доклад на конференции о вере. Казань 23-25 августа 2013 г.

1. Ваше Преосвященство, глубокоуважаемый епископ Клеменс Пиккель, братья во священстве, монашествующие, братья и сестры!
Совсем недавно, 5 июля 2013 г., была обнародована первая энциклика Папы Франциска «Lumen fidei» — «Свет веры», подписанная им в торжество святых апостолов Петра и Павла. Появление первой энциклики нового Понтифика в столь короткий срок — через три с половиной месяца после его избрания на Апостольский Престол — вызвало очень большой интерес. В то же самое время Папа Франциск сам объясняет, что энциклика в основном уже была подготовлена Бенедиктом XVI и он только дополнил ее некоторыми своими мыслями (ср. LF 7).
 
Таким образом, энциклика «Lumen fidei» является плодом двух Понтификов — ушедшего на покой Бенедикта XVI и настоящего Франциска, что само по себе является феноменом. И хотя она написана как бы двумя руками, тем не менее, в независимости от того, кем и какая ее часть были написаны, ее следует считать энцикликой Папы Франциска, как преемника святого апостола Петра, которому Господь вручил миссию укреплять нас в вере.
 
Этой энцикликой Папа Франциск дал миру новое духовное наставление, каким образом в современном бездуховном мире ответить на кризис веры и выйти из него. Используя понятные для современного человека образы света, голоса, слушания и ответа, энциклика показывает, чем является вера и ее отношение к истине и любви.

Энциклика состоит из введения, четырех частей и заключения.
  
2. Введение.

Уже само название энциклики «Свет веры» является ключом к ее пониманию. Этим светом веры, согласно Святого Писания, является не кто иной, как Иисус Христос. Используя Откровение, Папа Франциск прекрасно показывает, что не языческий бог солнца, а Иисус является истинным светом, который освящает жизнь человека, помогает отличить добро от зла, особенно в наше время, когда наука противопоставляется вере и когда вера нередко воспринимается как иллюзия, как скачок в пустоту и даже как ограничение свободы человека.
 
В противовес таким наставлениям, Папа показывает, что тот, кто верит, тот видит свет, который освещает весь его путь, ибо он исходит от Воскресшего Господа, как утренней звезды, которая никогда не заходит. Действительно, свет веры исходит от Бога и поэтому способен осветить все существование человека. Он исходит из прошлого, из памяти о жизни и деятельности Христа, но, в то же самое время, он ведет в будущее, ибо открывает новые горизонты жизни человека (ср. LF 1).
 
Папа подчеркивает, что в современном мире существует острая необходимость показать веру как свет, ибо, когда пламя веры затухает, все другие источники света также тускнут. Свет веры по своей божественной природе является уникальным, т.к. она способна освящать все аспекты человеческого существования, ибо его источником является Бог (ср. LF 4).
 
В центре своих размышлений Папа Франциск ставит присущий вере свет и говорит о необходимости его нового открытия в современном мире.
 
Энциклика очень хорошо вписывается в объявленный Бенедиктом XVI Год веры, который начался в 50-ую годовщину открытия II Ватиканского Собра, ставшего по существу собором о вере. Именно Собор поставил першенство Бога в Иисусе Христе в центр жизни человека и Церкви и указал на сияние веры в его жизни, и на то, что она обогащает его быт во всех измерениях. Продолжая учение Собора, энциклика стремится вдохнуть новую жизнь в восприятие широты горизонтов человеческой жизни, которые открывает вера, чтобы исповедовать ее в единстве и целостности. Церковь не воспринимает веру как нечто само собой разумеющееся, но как великий Божий дар, который необходимо постоянно подпитывать и укреплять (ср. LF 6).
 
Из учения Бенедикта XVI, которое широко использует Папа Франциск, следует, что Божий дар веры дает человеку сверхъестественную силу, которая исходит из безграничной Божьей любви. Эта любовь проявляется в Иисусе Христе, как в Слове ставшем плотью. Когда мы принимаем его, то Святой Дух преображает нас, освящает наш жизненный путь и дает новую надежду. Таким образом, подчеркивает Папа, тесно переплетающиеся между собой вера, надежда и любовь являются движущей силой христианской жизни, ибо ведут к полному общению с Богом (ср. LF 7).

3. Первая глава:  «Мы уверовали в любовь» (1 Ин 4, 16).

Если Введение являет собой симбиоз учения Папы Ратцингера и Папы Бергольо, то в первой главе отчетливо проявляется след Бенедикта XVI. В ней центральное место занимает призвание Авраама, как отца нашей веры и его ответ Богу. Авраам поверил слову Божиему. Оно было ему как скала, на которой можно созидать. Поэтому человек веры, вверив себя в руки Бога, обретает силу быть верным ему (ср. LF 8-10).
Вера в Бога проливает Аврааму свет на всю глубину его существования, так что таинственный Бог становится источником и основой всего, что существует (ср. LF 11).
 
История спасения показывает, что Избранный Народ не всегда был верен Богу, часто отходил от него и даже поклонялся идолам, что приводит к путанице в жизни человека, к хаосу и потери цели (ср. LF 13). Эта проблема остается актуальной и в наше время, когда человек живет как бы в духовной пустыни.
 
Однако, несмотря на постоянные соблазны, христианская вера является исполнением обетования Аврааму. Она отходит от идолов и возвращает к живому Богу. Вера — это ни что иное, как вверение себя милосердной любви Бога, который всегда принимает, прощает, исправляет и преображает нашу жизнь. Это также бескорыстный дар Бога, который требует от человека смирения и мужества довериться ему и полагаться на него, чтобы увидеть светлый путь встречи между ним и человеком, а также историю спасения (ср. LF 14). В этом как раз и заключается парадокс веры. А именно, постоянное обращение к Богу укрепляет веру.
 
Папа Франциск в своих рассуждениях о свете вере особое значение отводит фигуре Иисуса Христа как полноте христианской веры. Вера сосредоточена на Христе и является признанием того, что он есть Господь и что Бог воскресил его из мертвых. В нем, как посреднике между Богом и человеком, есть полное доверие Богу. В Иисусе Христе проявилась, являющаяся основой веры, безмерная любовь Бога к человеку. Воскресший Христос является достоверным и достойным свидетелем веры и через него Бог действует в истории (ср. LF 15). Созерцание же смерти Иисуса укрепляет веру, ибо свой смертью он вошел в нашу смерть, чтобы ее победить и нас спасти (ср. LF 16).
В то же самое время в вере в Иисуса Христа должно проявляться также и участие человека в его способе видеть. Т.е. необходимо не только смотреть на Иисуса, но видеть его глазами (ср. LF 18).
 
Для объяснения этого Папа использует аналогию из жизни человека. А именно, подобно тому, как в повседневной жизни мы полагаемся на знающих лучше нас специалистов своего дела — врачей, архитекторов, адвокатов и т.п., так и в вере нам необходим кто-то надежный и опытный в Божьих делах. Таким как раз и является Христос. Поэтому мы верим в Иисуса, когда принимаем его слово и благодаря этому вверяем ему себя самих. Слово, которым Бог говорит нам через Иисуса Христа, это не просто одно из многих слов, но его вечное Слово (ср. Евр 1, 1-2). Иисус Христос как Воплощенное Слово помогает нам понять смысл веры, благодаря которой существует спасение, потому что в ней человек открывается на Божью любовь, которая действием Святого Духа преобразует его. Таким образом, христианин обретает глаза Иисуса и становится причастником его безграничной любви (ср. LF 21). Благодаря Святому Духу жизнь верующего становится частью жизни всей Церкви.
 
Таким образом, Папа указывает на церковное измерение веры. А именно, что вера не является только личным делом человека, но всей Церкви. Она рождается от слушания и ее необходимо возвещать другим, чтобы она стала для них светом.
 
Из выше сказанного следует, что в первой главе Папа Франциск представляет феномен веры и описывает, чем она на самом деле является, а именно, что ее не выдумали люди и она не сумма человеческой мудрости, а Божия инициатива. Для Папы Франциска не приемлем взгляд на веру как на мировоззрение или какие-то убеждения. Современный человек соглашается на присутствие христианства в современном мире, но при условии, что Церковь и Христос будут представлены как сбор убеждений, а не как объективная истина. Таким образом, в такой интерпретации вера как будто вставлена в тесные рамки убеждений и мировоззрения. В то же самое время апостол Павел пишет, что ее фундаментом является правда Воскресения Христа (ср. 1 Кор 15, 7). Папа показывает, что через веру, благодаря действию Святого Духа, человек открывается на любовь, которая его изменяет духовно, и таким образом достигает спасения.

4. Вторая глава: «Если не уверуете, не поймете» (Ис 7,9).

В той главе Папа Франциск указывает на необходимость борьбы с кризисом истины, который ведет к релятивизму и в конечном итоге к отрицанию абсолютной истины, которой есть Бог. Понтифик подчеркивает, что вера без истины не спасает, а остается лишь красивой сказкой (ср. LF 24). Об этом необходимо помнить сегодня, когда за истину принимается только истина науки и технологии, либо истина индивидуума, которая служит только ему, а не общему благу (ср. LF 24).
 
В своих рассуждениях о вере Папа подчеркивает, что ее нельзя отделить от любви Бога, которая преобразует человека изнутри и дает ему возможность по-новому увидеть реальность. Если вера связана с истиной и любовью, то любовь и истину нельзя разделить, потому что только настоящая любовь выдерживает испытание временем и становится источником знания. Тот, кто любит, понимает, что любовь есть опыт истины, что она открывает нам глаза, и мы видим реальность по-новому (ср. LF 27). Таким образом, знание веры рождается из верной любви к Богу, ибо истина и вера идут вместе. Открывающая веру истина сосредоточена на встрече с Христом, который одаривает нас своей благодатью и преображает нас. (ср. LF 30).
 
Далее Папа размышляет об очень актуальном диалоге между верой и разумом, подчеркивая при этом, что вера не является непримиримой, а истина смиряет и способствует сосуществованию с другими и их уважению. Таким образом, вера ведет к диалогу во всех областях деятельности человека — в науке, преображая критическое чувство и расширяя горизонты разума; в межрелигиозных отношениях, в которые христианство вносит свой вклад; в диалог с неверующими, которые ищут истины и нередко действую так, как если бы Бог существовал, ибо кто творит добро, тот приближается к Богу (ср. LF 34).
 
Энциклика также рассуждает о богословии и учит, что оно невозможно без веры и принадлежит к динамике веры, ибо Бог это не только «объект» но и «субъект», который позволяет себя познать. Поэтому богословие должно служить христианской вере. Учительство же Церкви не ограничивает богословскую свободу, а является ее составным элементом, потому что обеспечивает контакт с изначальным ее источником — словом Христа (ср. LF 36).
 
Т.е. во второй главе энциклики Папа представляет тесную связь между верой и истиной. Он подчеркивает, что истина веры должна быть проникнута любовью, ибо равнодушная к истине вера не спасает, а вера без любви теряет свою сущность. Поэтому вера и любовь не могут быть отделены одно от другого, ибо любовь выдерживает испытание временем и становится источником познания. А когда познание истины рождается из верной любви к Богу, то истина и вера находятся рядом. Открывающая веру истина — это истина, сконцентрированная на встрече со Христом, который одаривает нас преображающей благодатью. Папа прекрасно показывает, каким образом вера не ограничивает свободы человека и ведет к уважению другого человека. Именно поэтому вера ведет к диалогу в разных сферах человеческой деятельности. Папа также прекрасно показывает связь между богословием и верой, ибо они взаимосвязаны и богословие невозможно без веры. Богословие — это не только слово о Боге, но также и принятие, и стремление более глубокого его разумения. Папа подчеркивает, что особенностью богословия является смирение, которое позволяет «дотронуться» до Бога. Его особенностью является также вера, свет которой является светом Церкви. Учение Церкви не ограничивает богословия, но является одним из ее элементов, ибо гарантирует контакт с ее источником — Христом.
 
5. Глава третья: «Я преподал вам то, что и сам принял» (1 Кор 15,03).    

В этой главе Папа Франциск сосредотачивается на важности евангелизации для передачи веры. Он прекрасно использует слова Бенедикта XVI время его визита в Баварию 9-14 сентября 2006 г.: «Тот, кто верует, никогда не остается один». Этот означает, что тот, кто открыт к Божией любви, тот не может держать этот дар только для себя. Папа Франциск указывает, что мы рождаемся в вере Церкви и она передается от человека к человеку. Свет Иисуса сияет на лицах христиан и передается как пламя из поколения в поколение через непрерывную цепь свидетелей веры. Церковь — это Мать, которая учит нас языка веры. Вера — это не просто индивидуальная опция или только личный выбор. Она открывает «я» каждого верующего к общему «мы». Поэтому вера живет в церковной общине (ср. LF 40).
 
Особая роль в передаче веры принадлежит таинствам, когда через видимые знаки передается невидимая благодать. Напоминая о таинстве крещения, Папа подчеркивает непреходящую роль катехумената, что напоминает о том, что вера не является актом, который можно совершить в одиночку, но она должна быть получена в церковном общении. При этом Папа подчеркивает важность взаимодействия между Церковью и семьей в процессе передачи веры. При всем этом таинственная природа веры имеет свое высшее выражение в Евхаристии (ср. LF 40). 
 
Огромное значение в процессе передачи веры имеет Символ веры, в котором верующий не только исповедует веру, но и оказывается вовлеченным в истину, которую исповедует. Далее, Папа подчеркивает значение молитвы «Отче наш», которая помогает видеть реальность глазами Иисуса. Декалог же не является списком запретов, но содержит конкретные указания, как выйти из пустыни собственного «я» и войти в диалог с Богом (ср. LF 46).
 
Наконец, Святой Отец подчеркивает, что вера едина, т.к. Бог один, и поэтому она должна исповедоваться во всей чистоте и целостности, ибо единство веры является залогом единства Церкви и оно гарантируется апостольской преемственностью. Задачей Церкви является передача и сохранение единства веры (ср. LF 47-49).
 
Говоря коротко, в этой главе Папа Франциск концентрируется на важности евангелизации. А именно, полученным даром веры необходимо делиться с другими. Для этого Папа предлагает четыре пути: исповедание веры, участие в таинствах, нравственная жизнь в соответствии с Декалогом и молитва.
 
Исключительно важным в учении Папы Франциска является учение о единстве веры, что является единством Церкви. 
Все это говорит об огромном пастырском значении энциклики «Lumen fidei», ибо она, призывая приблизиться к Богу, указывает пути, как это сделать. 

5. Глава четвертая: «Бог приготовил им город» (Евр 11,16).

Последняя часть энциклики посвящена связи веры и общественного блага и ее влиянию на общественную жизнь. Папа подчеркивает, что рождающаяся из любви к Богу вера освящает отношения между людьми, углубляет и обогащает их и таким образом служит общему благу и дает надежду. Она укрепляет связи между людьми, служит справедливости, законности и миру. Поэтому она не отдаляет нас от мира и не является чуждой для деятельности человека. Более того, без веры и любви к Богу единство людей основывалось бы только на полезности, интересе или страхе  (ср. LF 50-51). 
 
Вера помогает сохранить институт семьи, который переживает невиданный доселе кризис (ср. LF 52). Она позитивно влияет на молодежь, давая ей новую надежду и расширяя горизонты ее жизни (ср. LF 53). Вера также является источником истинного братства между людьми и учит нас признавать, что каждый человек является благословением для других. Папа подчеркивает, что мир обязан христианской вере за концепцию достоинства каждой человеческой личности (ср. LF 54). Кроме того, вера ведет нас к гармонии с природой (ср. LF 55). Вера также является утешением в страданиях, в которых проявляется Божия сила, которая превосходит нашу слабость и страдания, делает нас солидарными со страдающими и дает новую надежду (ср. LF 56-57).
 
Таким образом, в этой главе Папа подчеркивает связь веры и общего блага. А именно, что вера служит справедливости, уважению прав человека и соблюдению мира. Этим самым энциклика показывает, каким образом вера способствует созиданию общественных и семейных отношений. Она также подчеркивает роль веры в сложных жизненных ситуациях, таких как болезнь и страдания, а также призывает к сохранению созданной Богом природы как нашего общего дома.

6. Заключение: «Благословенна уверовавшая» (Лк 1, 45).

Заключение энциклики Святой Отец посвящает Марии, как иконе веры. История Марии — это история веры Ветхого Завета и история ее паломничества веры в следовании за своим Сыном Иисусом Христом (ср. LF 58). Она является образцом для подражания в исповедании веры. В центре ее веры находится вера в Иисуса, ею рожденного Сына Божиего (ср. LF 59). К ней Папа возносит свои молитвы, чтобы она поддерживала веру современного человека и напоминала нам о том, что тот, кто верит, не одинок, и научила нас смотреть на мир глазами Иисуса, чтобы он был нашим светом (ср. LF 60).
Т.е. исходя из опыта Марии, вера которой была плодотворной и радостной, Папа призывает нас жить такой же верой и молиться к Богородице, чтобы она укрепляла нашу веру. 

7. Выводы.

        7.1. Таким образом, первая энциклика Папы Франциска о вере «Lumen fidei» после энциклик Папы Бенедикта XVI о любви и надежде «Deus caritas est» и «Spe salvi» завершает цикл учения тех, кому Господь возложил миссию Першенства в своей Церкви и укрепления людей в вере, о трех теологальных добродетелях: о вере, надежде и любви. Поэтому она вместе с вышеупомянутыми энцикликами Папы Ратцингера органически вливается в учение Католической Церкви, особенно Катехизиса.
 
        7.2. Исключительно важным является вклад энциклики в развитие учения Церкви о влиянии веры на общественную жизнь и на экологию.
        7.3. Учитывая опасности, которые несет поступающий кризис веры, энциклика вносит свой вклад в его преодоление. Но ничего не совершается само собой. Поэтому неотложной задачей Церкви является аппликация учения энциклики в пастырской деятельности, тем более, что Папа предлагает пути пастырской деятельности в области преодоления кризиса веры.
 
7.4. Принимая во внимание озабоченность других конфессий кризисом веры в современном мире, несомненно, что энциклика будет иметь большое экуменическое значение для совместного ответа на этот вызов нашего времени.
 
7.5. Таким образом, энциклика Папы Франциска «Lumen fidei» является призывом открыться на свет веры, ею жить и передавать другим, в чем и проявляется динамизм учения преемника святого апостола Петра. 

Благодарю за внимание.

Адноўлена 26.08.2013 21:05
 

Пры выкарыстанні матэрыялаў сайта спасылка на Catholic.By абавязкова.

Выступленні

01.07 13:08Акт прысвячэння Беззаганнаму Сэрцу Марыі з нагоды 100-годдзя Яе аб’яўленняў у Фаціме
15.05 15:02Даклад арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча на сімпозіуме да 100-годдзя фацімскіх аб’яўленняў
05.05 15:04Паведамленне біскупа Пінскага Антонія Дзям’янкі з нагоды ўрачыстасці св. Андрэя Баболі, апекуна Пінскай дыяцэзіі
02.05 12:53Даклад Мітрапаліта Тадэвуша Кандрусевіча на тэму «Узаемадзеянне Касцёла і дзяржавы ў наш час»
13.04 13:51Прамова Апостальскага Нунцыя арцыбіскупа Габара Пінтэра падчас пастырскай сустрэчы ў Вялікі чацвер
30.01 12:53Прамова Апостальскага Нунцыя ў Беларусі арцыбіскупа Габара Пінтэра падчас урачыстасці св. Яна Боско ў Мінску
21.01 19:01Прамова Мітрапаліта Кандрусевіча падчас набажэнства ў межах Тыдня малітваў за адзінства хрысціянаў
23.12 16:38Пастырскае пасланне арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча на Божае Нараджэнне 2016
23.12 11:36Адкрыты ліст Мітрапаліта Кандрусевіча міністру аховы здароўя РБ Васілю Жарко
18.12 16:24Прамова Апостальскага Нунцыя арцыбіскупа Габара Пінтэра падчас адвэнтавага чування моладзі ў Мінску