Гамілія арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча ў касцёле св. Кацярыны Александрыйскай у Санкт-Пецярбургу | Друк |

17 студзеня 2015 г.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

1. Сердечно приветствую всех вас и благодарю за приглашение отметить серебряный юбилей епископской хиротонии в Санкт-Петербурге, в величественном храме св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте, в храме, который в свое время назывался Церковью-Матерью всех католических церквей Российской империи.

Для меня это очень важно, ибо с городом на Неве тесно связана как моя жизнь, так и епископское служение. Здесь я провел годы моей юности, будучи студентом Ленинградского политехнического института. Сюда часто приезжал, когда служил епископом в России. Именно тогда мои связи с Санкт-Петербургом укрепились еще больше, ибо я был уже не студентом, а вместе с другими епископами отвечал за возрождение Католической Церкви в России. Сегодня я благодарю Бога за то, что мне дано было быть участником этого процесса, одним из символов которого является возрождение из пепла этого храма св. Екатерины.

2. Санкт-Петербург, тогда еще как Ленинград, сыграл очень большую роль в моей человеческой формации. Вынужденный из-за религиозных убеждений оставить учебу на физико-математическом факультете Гродненского педагогического института, я поехал учиться в Ленинградский политехнический институт.

Первый мой шаг в это высшее учебное заведение мог оказаться последним. Во внутреннем кармане пиджака, где находились документы, был также маленький медальончик Пресвятой Богородицы. Он случайно оказался среди документов, которые я подал в приемную комиссию. Однако женщина, которая их взяла, отдала мне его со словами: «Возьмите и никому не показывайте».

Все это произвело на меня очень большое впечатление. В Гродно я не мог учиться из-за моих религиозных убеждений. В то же самое время в городе трех революций, зная о том, что я верующий, мне предоставляют такую возможность. Даже Ленинград в те времена был толерантен, что впоследствии я испытал неоднократно.

За все время обучения в институте меня никто не упрекнул в том, что я был верующим, хотя многие об этом знали. Однажды 25 декабря мы сдавали экзамен. Я вместе со своими однокурсниками ожидал своей очереди. Но вот на коридор вышел профессор, подошел ко мне и сказал: «Идите, берите билет и сдавайте экзамен». Я ему ответил, что не могу идти вне очереди, ибо другие мои однокурсники тоже ожидают. На что он мне сказал: «Берите билет и сдавайте экзамен, ибо сегодня у вас нет времени». Напомню, что это было 25 декабря, Рождество Христово. Вывод напрашивается один: профессор знал о моих религиозных убеждениях и не препятствовал в их практике.

В те богоборческие времена единственный открытый в Ленинграде храм Божией Матери Лурдской на Ковенском переулке сыграл в моей жизни роль, которую невозможно переоценить. Именно благодаря ему и служащим там священникам во времена воинствующего атеизма, когда в даже в техническом вузе обязательно надо было изучать научный атеизм, я не потерял веры.

3. Именно в Ленинграде в те времена я ставил себе вопрос, который ученики св. Иоанна Крестителя задали Иисусу: «Где живешь?» (Ин 1, 38).  Да, Иисус в те времена жил в душах многих жителей этого героического и славного города, но Его выгнали из храмов, и величественная церковь св. Екатерины представляла собой жалкое зрелище. Вместо того, чтобы быть домом молитвы, как написано на ее фронтоне, оно была превращена в складское помещение.

Подобных ситуаций было огромное множество в бывшем Советском Союзе. Огромная, крещенная тысячу лет тому назад страна изгнала Бога. Но Бог не остается поругаем. Он еще раз показал, что является Властелином истории и что Он, а не кто-то другой, пишет просто на извилистых линиях истории и ставит последнюю точку над «i».

4. Когда пришло предсказанное Марией в Фатиме время обращения России, Папа св. Иоанн Павел II восстановил структуры Католической Церкви в бывшем СССР и назначил епископов. Именно он прекрасно прочитал знаки времени и вовремя ответил на них. В результате чего в 1989 г. он назначил меня, в то время настоятеля двух приходов в Гродно, первым после полувека епископом в Беларуси. Он же 20 октября того же года в базилике св. Петра в Ватикане совершил мою епископскую хиротонию, после которой, крепко взяв меня за руки, сказал: «Тадеуш, не бойся, я за тебя молюсь, все будет хорошо». Спасибо тебе, Иоанн Павел II, за это. Я всегда чувствовал и сегодня чувствую твою поддержку.

И действительно, полтора года служения в Беларуси были поистине благословенными. Было открыто около 100 ранее конфискованных храмов, основана Гродненская духовная семинария, издано 50 тысяч экземпляров Чина святой Мессы и 90 тысяч экземпляров малого катехизиса на белорусском языке, появилось больше священников, начала развиваться благотворительная деятельность. Словом, действительно все удавалось. Только работай и радуйся. Но взгляд Папы был устремлен дальше на Восток, и в 1991 г. он назначает меня Апостольским администратором для католиков латинского обряда в Европейской части России.

5. Для меня начался новый этап жизни. Шестнадцать с половиной лет моего епископского служения посвящены служению в России, и конечно же в городе на Неве. Бог позволил мне вместе с братьями в епископстве и священстве, с монашествующими и верными быть участником предсказанного Марией в Фатиме обращения России. Этот процесс не легкий, но он уже принес свои плоды и будет приносить в будущем, о чем ежедневно молюсь, ибо в России оставил частицу своего сердца.

Распятая во время атеистического режима Россия воскресает к новой жизни. Наряду с возрождающейся Православной Церковью возрождается и Католическая, равно как и иные христианские деноминации и нехристианские религии. Действительно, кровь мучеников, среди которых бывший настоятель этого храма - расстрелянный в 1923 г. священник Константин Буткевич, - является семенем христианства, как говорил Тертуллиан.

Сегодня Католическая Церковь в России имеет свои нормальные структуры, епископат, духовную семинарию в Санкт-Петербурге, Теологический институт св. Фомы в Москве, разветвленную сеть приходов, благотворительных организаций, издательств и средств социальной коммуникации. Она стала интегральной частью российского общества и вместе с иными вероисповеданиями способствует его духовному возрождению, ответу на угрожающие вызовы времени и консолидации.

6. Об этом мы особым образом вспоминаем сегодня, когда начинается Неделя молитв о единстве христиан. В этом году ее тема взята из Евангелия от Иоанна о встрече Иисуса с самарянкой у колодезя, когда уставший от дальней дороги и жары Христос попросил ее пить (ср. Ин 4, 7).

Символами нынешней Недели молитв о единстве христиан являются дорога и вода. И это очень символично. По той же самой дороге идут люди разных национальностей, цвета кожи, традиций, вероисповеданий, политических взглядов. Они, далекие друг от друга, на дороге становятся близкими. Дорога их объединяет, как Невский проспект объединяет прогуливающихся по нему людей.

Объединяет и изменяет людей вода. Известно, что иудеи и самаряне не общались между собой. Но во время встречи у колодезя произошло коренное изменение ситуации. Самарянка не только дает Христу пить, но и просит у Него воды жизни вечной, которую Он обещает. Как видно, роли Иисуса и самарянки поменялись. Она увидела в нем обещанного Мессию и возвещала об этом другим людям.

Хорошо помню, как много раз с этого храма мы шли в храмы иных расположенных на Невском проспекте конфессий во время подобных молитв о единстве христиан. Нас всех объединяет единая дорога Евангелия и единое крещение. Ситуация в Украине, имевшие место на прошлой неделе террористическое акты в Париже, преследование христиан во многих странах мира, особенно Африки и Азии, принятие противоречащих Божиему праву законов, что ведет к секуляризации мира и к тому, что современный человек часто живет так, как будто бы Бог вообще не существовал, взывают к единству, чтобы вместе провозглашать всегда актуальные принципы Евангелия, защищать христианские ценности и на их созидать будущее.

7. Братья и сестры!

Еще раз благодаря за приглашение, взываю к вам, останьтесь верны своему христианскому призванию, Евангелии и учению Церкви. Да благословит Господь Владыке Павлу Пецци, которому я передал бразды правления архиепархией Божией Матери в Москве. Да благословит ее священническому и монашествующему чину. Да благословит всем ее верующим и особенно католикам Санкт-Петербурга. Да благословит всем экуменическим начинаниям, чтобы известный своей религиозной толерантностью город на Неве таким всегда оставался.

Молитесь обо мне, дабы я всегда был бодрствующим стражником вверенного моему пастырскому попечению Божиего Народа и неустанно укреплял его веру, надежду и любовь.

Пусть Церковь, как в России, так и в Беларуси, укрепляется и будет тем местом, где мы найдем Христа, чтобы Он был нашим путеводителям по запутанным лабиринтам нашей жизни и нашей надеждой. Аминь.
 

 
© 2003-2024 Catholic.by