Гамілія арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча на святой Імшы ў касцёле св. Станіслава ў Санкт-Пецярбургу | Друк |

18 студзеня 2015 г.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

1. Сердечно приветствую всех вас и благодарю настоятеля прихода св. Станислава в Санкт-Петербурге священника Кшиштофа Пожарского, который по благословению ординария архиепархии Божией Матери в Москве архиепископа Павла Пецци пригласил меня отметить серебряный юбилей моей епископской хиротонии в этом храме, который, равно как и другие петербургские католические святыни, мне очень дорог, ибо в свое время надо было приложить немало усилий, чтобы его вернуть католической общине. Находящийся рядом со знаменитым Мариинским театром оперы и балета храм сегодня является не только сакральным местом, где возвещается Евангелие, совершается Евхаристия и другие таинства, но также широко известен как место, где пропагандируется христианская культура, которая играет все большую роль в так необходимой в настоящее время новой евангелизации для передачи веры.

2. Санкт-Петербург, тогда еще как Ленинград, сыграл очень большую роль в моей жизни. Здесь в шестидесятые годы прошлого столетия я учился и получил высшее техническое образование в политехническом институте. Здесь, в те сложные времена гонений на Церковь, храм Божией Матери Лурдской на Ковенском переулке, в духовной пустыне воинствующего атеизма, был оазисом католицизма, что позволяло жителям огромного города, и не только, иметь возможность прикоснуться ко Христу и жить Его благодатью. Там человек возрождался в надежде сверх надежды, веря в то, что придут новые времена и Россия станет на путь обращения, как заповедовала Мария в Фатиме в далеком 1917 г.

3. Чтения второго воскресенья рядового времени концентрируются вокруг темы призвания. Первое чтение представляет историю призвания Самуила с его словами: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар 3, 10). Самуил слушал Бога, и Он благословил его и вверенную ему миссию. Благодаря чему Самуил стал очень известным персонажем в истории спасения.

Припев ответного псалма: «Вот иду, Господи, исполнить волю Твою» (ср. Пс 40(39), 8-9) указывает на то, что псалмопевец готов исполнить волю Бога, а также призывает нас к ее исполнению.

Во втором чтении св. апостол Павел объясняет коринфянам, что они призваны к святости.

В Евангелии св. Иоанн Креститель говорит о том, что его призванием является представить Иисуса своим ученикам как Агнца Божиего, который берет на себя грехи мира. Услышав это, двое его учеников немедленно последовали за Христом. Он их спросил, чего они ищут. Ученики ответили, что хотели бы знать, где Он живет. На что Иисус им ответил: «Пойдите и увидите». Они пошли и остались у Иисуса на один день. Одним из учеников был Андрей, который сказал своему брату Симону, что они нашли Мессию, и привел его к Иисусу, который назвал его Петром (ср. Ин 1, 38-42).

4. Одна легенда повествует об открытии греческим философом Архимедом гидростатического закона. Он получил задание от царя Сиракузов Гиреона проверить, сделана ли его корона из чистого золота или со смеси с другим металлом. Думая над этим вопросом, он решил помыться в ванне. Когда сел в нее, то заметил, что вода поднялась. Он немедленно вскочил и закричал «Еврика!», что означает «Я нашел, я сделал открытие!». Известно, что золото тяжелее, чем, например, серебро, и поэтому та же по объему вещь, сделанная из серебра, вытеснит больше воды, нежели сделанная из золота или золота и серебра.

С тех времен слово «Еврика» стало общеупотребительным для выражения радости в случае разрешения трудной задачи. Архимед открыл этот закон совершенно случайно, хотя не один раз до этого был в ванне. Также неожиданно Андрей и другой ученик св. Иоанна Крестителя открыли Мессию. Иисус для них был «Еврика».  

Я не хочу сказать, что нашел веру в Ленинграде, ибо родился в глубоко верующей семье с сильными христианскими традициями. Но именно в городе на Неве во время учебы в те богоборческие времена я открыл для себя, что Иисус – это моя «Еврика», ибо Он является ответом на все проблемы и Он дает надежду.

5. Именно в те времена, а конкретно в 1968 г., взбунтовалась молодежь Запада, которая жаждала абсолютной свободы, отказа от Божиего закона и сексуальной революции. В те времена кто-то на стене знаменитого Сорбонского университета в Париже написал: «Бог умер. Ницше». Через несколько дней кто-то другой написал следующую фразу: «Ницше умер. Бог».

В такой ситуации, когда в бывшем СССР господствовал воинствующий атеизм, а на Западе в условиях свободы все больше проявлялись тенденции либерализма и желание жить так, как будто бы Бога вообще нет, здесь, в тогдашнем Ленинграде, городе трех революций, для меня все более и более очевидным было то, что без Бога не до порога. Вспоминались ужасы блокады этого города, когда от голода, холода и бомбежек погибло около 700 тысяч невинных граждан. Сам по себе возникал вопрос: «Боже, где Ты был, почему Ты допустил эти злодеяния?» Но в то же самое время приходил и ответ Бога: «Я был на своем месте, Я дал тебе, человек, Мой закон, чтобы ты был счастлив. А где ты был, почему ты его не соблюдал?»

Уже позже, работая в Вильнюсе, когда в Белоруссии священников становилось все меньше, а в России было только два – один в Москве, а другой в Ленинграде - и не видно было никакой перспективы на лучшее, я ответил на призыв Христа к священству «да», что, в свою очередь, привело меня к полноте священства, которую 25 лет тому назад я получил в епископской хиротонии от св. Иоанна Павла II. Именно благодаря этому Божие Провидение привело меня второй раз в Россию и в город на Неве, чтобы стать первым после долгих десятилетий епископом, а впоследствии Митрополитом, на этой выжженной солнцем атеизма земле.

Шестнадцать с половиной лет служения в России были временем большой благодати, а именно быть участником ее духовного возрождения подобно фениксу из пепла. Сегодня благодарю священников, монашествующих, верующих, государственные власти, общественные организации за участие в этом нелегком процессе и оказанную помощь.

6. Глубоко символично, что это богослужение происходит в храме св. Станислава, построенном на месте бывшего дома первого католического Митрополита Российской империи Станислава-Богуша Сестренцевича, который здесь же и похоронен. Его могила и находящаяся на стене мемориальная доска напоминают нам о том, что нормальные структуры Католической Церкви в России на уровне Митрополии существовали уже в XVIII столетии.

Символично и то, что богослужение совершается там, где восемь лет викарным служил священник Антоний Малецкий, который, кстати, до этого был викарным в приходах св. Антония в Витебске и минского кафедрального собора Имени Марии. В разгар гонений на Церковь в 1926 г. он был назначен епископом и Апостольским администратором Ленинграда. В этом году мы отмечаем восьмидесятилетие его смерти.

Будучи заботливым пастырем, он много внимания посвящал развитию благотворительности. Открыл первый в Санкт-Петербурге приют для мальчиков, на основе которого были созданы ремесленная школа и католическая гимназия. В пригороде Луги организовал школу для детей из бедных семей, а под Псковом – школу для обучения детей сельскохозяйственным профессиям. Его называли «петербургским доном Боско» – по аналогии с известным католическим священником, активно работавшим с молодёжью в Италии в XIX в. И сегодня его имя широко известно в Санкт-Петербурге. Католическая Церковь в России и приход св. Станислава уже много сделали для увековечения памяти этого пастыря, беатификационный процесс которого ведется. Надеемся, что настанет время, когда мы получим нового небесного заступника.

7. Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Вместе с вами сегодня в этом историческом храме св. Станислава благодарю Бога за 25 лет епископского служения, к которому меня также готовил город на Неве. Епископ – это вперед смотрящий. Шестнадцать с половиной лет моего епископского служения посвящено России. В меру своих возможностей и умений, не без ошибок, конечно, за которые прошу прощения у Бога и верующих, я старался смотреть вперед и вести корабль вверенной моему пастырскому попечению Партикулярной Церкви. Пусть Бог и верный народ оценивает.

Теперь я служу в Беларуси, но хочу заверить, что всегда помню о России и молюсь о ней, особенно о городе на Неве, с которым меня так тесно связала судьба. Желаю всем вам обилия Божией благодати и даров Духа Святого, чтобы вы, по примеру небесного покровителя города на Неве – св. Петра – всегда говорили: «Господи, к кому нам идти, Ты имеешь глаголы жизни вечной» (Ин 6, 68).

Молитесь обо мне, чтобы я с честью и достойно дальше выполнял возложенные на мои плечи обязанности епископа, как вперед смотрящего во славу Бога и ради спасения людей. И пусть Иисус будет вашим путеводителям по сложным лабиринтам современного мира. Аминь.

 
© 2003-2024 Catholic.by