Евангелизация семьи | Друк |

Даклад кс. Андрэя Стэцкевіча
на канферэнцыі «Новая евангелізацыя ў сучасным свеце»
Мінск, касцёл св. Сымона і св. Алены, 7–8 лістапада 2009 г.


Евангелизация — возможность жизни с Иисусом
 
Папа Иоанн Павел II, посещая страны Западной Европы, говорил, что это континент, нуждающийся в «новой Евангелизации». Польша с нескрываемым удовольствием подтверждает этот призыв Святейшего Отца, который заново провозглашал Благую Весть о спасении погибающего мира.

Однако во время очередного паломничества в Польшу Иоанн Павел II повторил, что страна нуждается в новой Евангелизации. В некоторых сообществах это вызывало серьезное непонимание. Возникал вопрос: «Что всё это значит?» Неужели Христос забыт и здесь, где храмы постоянно переполнены и так много призваний? При углубленном размышлении становится понятно, что евангелизация является динамическим процессом, а также не только поиском и провозглашением Христа, а более глубоким открытием Его присутствия в жизни человека, в его истории, в ситуациях, в которых человек оказывается. Это открытие своего понимания смысла жизни и надежды.

Иоанн Павел II учит: чтобы провозглашать Евангелие надежды, необходима непреклонная верность духу Евангелия и учению Церкви. При этом необходима постоянная концентрация на личности Иисуса, и следует все более устремляться к нему. Необходимо, чтобы Он представал перед человеком во всей полноте: не только как этический образец, а прежде всего как Сын Божий, единый и единственный Искупитель всех, кто живет и действует в Церкви. Чтобы надежда была истинной и непреклонной, «целостное, конкретное и обновленное провозглашение Иисуса Христа Воскресшего и жизни вечной» должно становиться приоритетом евангелистической деятельности во всех сферах жизни («Ecclesia in Europa», nr 48).


Евангелизация Апостола народов

Безусловно, мы должны искать в своей жизни авторитеты евангелизации, свидетелей веры, среди которых святой апостол Павел занимает особое место. Он стал образцом истинного благовестника. По сей день нас поражает его миссионерский запал, его горячая проповедь Евангелия, его выдержка и прежде всего глубокая убежденность в важности провозглашаемого учения. Насколько выразительно и актуальны его утверждения, заставляющие задуматься: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему» ( ср Рим 1, 16), «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор 9, 16), «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян 4, 20).

Если мы сталкиваемся со значительными трудностями в евангелизации, стоит вспомнить, что Апостол народов пребывал в более сложной ситуации, часто рисковал жизнью ради проповедования Христа. Исполненный уверенности в помощи Бога, он провозглашал правду о Нем во всякое время.

Святой Павел призывал нас уверовать в силу Евангелия, сохранять непреходящее осознание Божьего присутствия в нашей жизни, довериться Тому, кто нас искупил. Не все мы можем быть миссионерами в буквальном смысле этого слова, провозглашать Евангелие в далеких странах, например, в Африке, однако не менее значимо наше свидетельство в том месте, в котором нам выпало жить и реализовывать идеалы христианской жизни. Насколько важным является свидетельство о евангельских истинах перед своим ближним, и, тем не менее, как это бывает иногда трудно.

Апостол народов не упускал ни одного случая для провозглашения Евангелия. На афинском Ареопаге он обращался к людям высокообразованным, ищущим счастья на пути философии. Проповедовал Иисуса Христа в других крупных центрах культуры, торговли и мысли, таких как Эфес, Коринф, Антиохия, а также в малых городах и поселениях, которые посещал на своем миссионерском пути и где создавал христианские структуры. Не сгибался и не терял апостольского рвения даже тогда, когда рисковал жизнью, когда представал перед судом, когда как узник был доставлен в Рим. Обращался как к толпам, так и к малым группам, и к отдельным людям. Писал послания, показывая дорогу к Иисусу Воскресшему, часто приводя в пример себя. Писал о Боге, который избавляет нас от грехов и радикально изменяет нашу духовную ситуацию.

Нам подобает ответить Господу своим обращением и глубокой верой. Апостол лично пережил это и стремился поделиться с другими своим опытом. Поэтому он целиком доверился Божьему милосердию и Божией инициативе, свидетельствовал о том, как Христос призвал его к делу евангелизации. Христос действовал в нем и через него, так, что апостол достиг состояния, в котором мог сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (ср Гал 2, 20).
 

Евангелизация в семье

В посланиях святого Павла мы находим, что дети и христианская семья являются первыми адресатами евангельской проповеди. Это сохранялось в семьях верующих на протяжении веков, примером чего являются благословенные родители св. Терезы Младенца Иисуса.

В первые века христианства не существовало катехизации для детей. Их религиозное воспитание зависело от родителей и их ответственности. Сейчас, в ситуации забвения и пренебрежения евангелизирующей миссией родителей, становится необходимым возвращение к тому, чтобы семья снова стала первой школой веры. Основная тяжесть евангельского апостольства лежит на родителях. Было бы большим недоразумением заниматься евангелизацией других, пренебрегая ближними. Вера передается от родителей к детям в форме свидетельства их жизни и обмена опытом.

Семья формирует человека, открывая ему путь для познания всей полноты достоинства, дарованного Господом Богом. Семья является наиболее подходящим местом для формирования и передачи религиозных, культурных и этических ценностей. Она является первой школой социальных добродетелей. Невозможно любить Бога по-христиански и одновременно ненавидеть, завидовать, лгать, клеветать, унижать других. Также нельзя верить и тем, кто утверждает, что семья порабощает человека. Так может случиться в отдельной семье. Но, как правило, семья становится незаменимым источником нравственности, служения ближнему, способности прощения, согласия и взаимной поддержки — при условии, что фундаментом семьи является Христос, так же, как для семьи из Назарета! Для этого необходимо собрать все силы: семей, воспитателей, священников, работников информационных служб, — чтобы спасать семью от нравственного опустошения, к которому приводит потеря любви.

Семья является даром Бога и в Нем имеет свое начало. Согласно замыслу Бога семья «сотворена как глубокая община любви и жизни» (Familiaris consortio). Права семьи — это Божьи права, а одной из задач семьи является практическая евангелизация. Родители, как первые и непосредственные воспитатели детей, «имеют право воспитывать детей в согласии с собственными нравственными и религиозными убеждениями, с учетом культурных традиций семьи, которые способствуют благу и достоинству ребенка». «Для выполнения роли воспитателей родители вправе получать от общества соответствующую помощь и поддержку» (Karta Praw Rodziny 1983).

Воспитание можно осуществлять только в атмосфере любви, которой взаимно одаривают друг друга все члены семьи. Процесс воспитания становится процессом евангелизации, то есть вовлечением в спасительное сотрудничество с Иисусом Христом. В повседневной жизни родители и дети делятся друг с другом даром любви, понимая, что человек развивается именно в условиях доброжелательности, поддержки, бескорыстности, самопожертвования и служения общему благу.

Развивая свою индивидуальность, семья сохраняет идентичность как община жизни и любви и становится домашней Церковью. В такой семье человек не будет одиноким, ребенок не осиротеет, родители и старики будут окружены почетом и уважением, а послушания не добиваются криками или побоями. Такая семья хранит традиции и память своего народа, учит патриотизму, готовит к «деятельному, ответственному и плодотворному включению детей в социальную жизнь в широком плане» (LdR 37). Таким образом, семья ведет детей к святости, к свидетельству веры, а значит — к евангелизации.
 

Евангелизаторская роль семьи

Родители учат детей молитве и вместе с ними молятся дома и в церкви, вместе приступают к святым таинствам, своей жизнью дают свидетельство веры, которую исповедуют. Дети, окруженные чистотой и благодатью, помогают родителям на пути к святости. Христианская семья осуществляет формацию, связанную с принятием каждого ее члена, от новорожденного младенца до самого старшего поколения. Старшее поколение играет здесь особую роль, не являясь ненужной тяжестью, а внося в семью богатство своего жизненного опыта и красоту семейной любви.

Папа Бенедикт XVI на Всемирной встрече семей в Валенсии напоминал, что не следует исключать старшее поколение из жизни семьи. «Оно является сокровищем, которого нельзя лишить молодые поколения, особенно когда старики дают свидетельство веры». Очень часто, имея больше времени, чем родители, люди старшего поколения становятся незаменимыми евангелизаторами для своих внуков.

На первое место в деятельности Церкви необходимо поставить евангелизацию семьи, именно потому, что эта ячейка общества переживает кризис, обусловленный разными причинами. Среди прочих причин можно выделить равнодушное отношение к обязанности участвовать в воскресной  святой Мессе, отсутствие совместной молитвы, частое отсутствие диалога в семейном доме, растущие показатели разводов и все возрастающая разница между поколениями, что еще больше затрудняет диалог. Следует учитывать атаки на семью со стороны всевозможных структур, относящихся к «цивилизации смерти». Безусловно, важным фактором, ослабляющим  внутрисемейные связи, является постабортный синдром. Евангелизация семьи означает изменение семейной ячейки изнутри посредством присутствующего в доме Иисуса и сотворению благодаря этому нового порядка. К достижению этой цели ведет несколько практических путей.

Прежде всего, семью необходимо строить на основе взаимной любви. В апостольском послании «Familiaris consortio» Иоанн Павел II, определяя задачи христианской семьи, на первое место ставил необходимость создания супругами общины любви. Только это может стать фундаментом строительства общества вместе с Христом. Любовь должна стать бескорыстным дарованием себя другому, готовностью умереть за того, кого любишь.

Лучший путь к ближнему в семье — это диалог с Господом Иисусом Христом, в котором семья расширяет свои взаимные коммуникации. Семья должна стать местом молитвы. Однако учить детей молитве можно только собственным примером. Все члены семьи должны деятельно использовать благодать святых таинств. Необходимо осознать значение совместного чтения Библии. Благодаря Евангелию, нравственные ценности и вера возрастают с особой силой. Необходимо создавать возможность евангелизации в семье — этой первой школе, в которой детям прививаются добродетели. Чтобы евангелизация была плодотворна, необходимы святые священники, излучающие отцовство, которые будут помогать семьям переживать Евхаристию как источник их жизни, стремиться к частому предстоянию перед Святыми Дарами, к таинству покаяния, к вере, переживаемой не только личностно, но и в общине. На супружество следует смотреть как на общину веры и помогать семье стать молитвенной общиной.

Евангелизация является также подготовкой к таинству брака и преподнесения молодым людям красоты и значения целомудрия. Особой задачей является и предостережение их от сексуальных излишеств, разрушающих личность.

Необходимо особым образом позаботиться о духовности супругов, а когда дети появляются на свет — продолжать заботиться обо всей семье. Поэтому на святых Мессах для детей должно присутствовать слово, обращенное к молодым родителям.

Евангелизация в общинах

Чрезвычайно важным является утверждение, что евангелизация касается общины личностей, которые для самих себя становятся свидетелями жизни с Иисусом. Община, которой является семья, — наиболее идеальное место и фундамент для евангелизации, дающей возможность влиять на дальнейшее развитие семьи и ее окружения. Такое позитивное влияние является особенно важным для тех, кто переживает кризисы.

Иоанн Павел II часто повторял, что приход должен быть «общиной общин». Это является задачей для семей, которые должны создавать общины. Общины смогут евангелизировать друг друга, если будут опираться на Евхаристию и Божие слово. Следует помогать членам общин, чтобы их духовная жизнь развивалась и углублялась. Без живой связи с Богом в настоящее время трудно внедрять в жизнь богатство понятия «быть вместе». Времена, в которые мы живем, когда вера находится в сильной конфронтации с опытом мира сего, требуют от нас еще больших усилий в деле формации, чтобы пребывать в мире Бога и идти путем сотрудничества с Ним.

Легче было создавать общины и группы во времена преследований за веру, чем сегодня, когда наступает глубокая атомизация социальной жизни. Когда индивидуализм становится основой всего, общинная жизнь требует особой заботы.

Наши общины должны стать лабораториями поиска того, как будет выглядеть сообщество Церкви завтра. Используя все общественные средства коммуникации и информации, нам надо пересекать границы изоляции и оставленности, совместно с Иисусом строить общины, которые создают соответствующие условия для духовного возрастания и апостольского призвания. Без общины будет трудно противостоять вызовам современного мира. Возможно, нам понадобится создавать новые формы общинной жизни, возможно, понадобится искать более быстрые и совершенные формы коммуникации, чем та форма, к которой мы привыкли. Однако Христос не освободил нас от обязанности создавать общину Церкви в мире.
 

Пересекать границы

На процессы интеграции и глобализации мира христиане должны отвечать глобализацией святости и блага во Христе. Сегодня нельзя возрастать в вере и проповедовать только в одной социальной группе, например, в семейной или приходской.

Существует острая необходимость пересечения границ. Так сильно цепляются друг за друга всевозможные процессы, которые зарождаются во многих странах, что многие апостольские программы пересекают границы стран и даже континентов. Речь идет также о границах социальных и национальных, границах сообществ, о границах вероисповедания. Отсюда следует, что и нам необходимо пересекать границы или не воспринимать их как что-то значимое, а только как второстепенную реальность в отношении предпринятого нами апостольства и евангелизации. Мы нуждаемся друг в друге, а христианство, по своей природе, является повсеместным. Преодолевая стремление к изоляции и установлению границ, мы открываемся для сотрудничества с братьями и сестрами из разных сообществ. Евангелизация не может ограничиваться человеческими барьерами. Она будет иметь смысл, если в нашем сознании мы увидим другого человека, который жаждет веры. Возможно, тогда мы дойдем и до понимания иной его жажды или голода. Этот другой человек, так же, как и мы, должен быть посвящен в смерть и воскресение Христа Спасителя.
 

Евангелизация — миссионерское рвение

Потребность научиться жить в истине и любви явил и передал нам Христос по свидетельству Апостолов, в лоне большой семьи своих учеников. Пусть всегда звучит в наших сердцах призыв Иисуса: «Так светит свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и хвалили Отца вашего, который есть в небе» (Мф 5, 16).

Необходимо нести свет Христа во все социальные и культурные сообщества, в которых живем.

Миссионерское рвение является верификацией радикального характера верности своей харизме, которая выводит за рамки сосредоточенности на себе, пренебрегая усталостью и эгоизмом.

Необходимо также высветлять тени обезумевшего от противоречивых идеологий мира. Ничего не стоит красота, не имеющая истины, за которой стоит идти, когда любовь приводит только к преходящим чувствам, когда счастье становится ускользающим миражом, а свобода превращается в инстинкт.  

Как много зла может принести в жизнь человека и народов стремление к власти, к обладанию, к удовольствию? Как много наших братьев до сих пор живет в темноте?

Евангелизация — это внесение света туда, где господствует сумятица, это свидетельство о свободе, которую даровал нам Христос (ср. Гал 5, 1). Это важная задача для семьи, в которой распознается свобода, происходящая от Христа Воскресшего. Это основополагающая задача для каждого из нас.
 

Адноўлена 07.11.2009 17:55
 
© 2003-2022 Catholic.by