Формирование учеников во время катэхезы | Друк |


Доклад с. Марцелины Мигач ISSM
на конференции «Новая евангелизация в современном свете»
Минск, костёл св. Симеона и св. Елены, 7 ноября 2009 г.

Во все времена люди ставили перед собой четыре основных вопроса, касающихся экзистенции человека: «Откуда мы произошли?», «Куда идём?», «Какое наше начало?», «Какая у нас цель?». Все они нераздельно решают смысл и направление нашей жизни и нашего поведения. Поиском ответов на вышезаданные вопросы занимались и продолжают заниматься разные области наук: философия, теология, психология, биология. Думаю, что каждый из нас индивидуально задумывался над смыслом своей жизни либо становился в конфронтации с другими, особенно катехизированными личностями, пробуя показать им смысл и ценность жизни.

На сегодняшнем симпозиуме, посвящённом тематике евангелизации в эпоху современной секуляризации, хотелось бы пригласить вас к рефлексии над тезисом «Формирование учеников во время урока катехезы». Обучение религии является Евангелизацией. Рассуждая на эту тему, возможно хорошо известную и не однократно обсуждаемую, обратимся к основным вопросам касающимся значения и цели проведения урока религии а также к облику катехизатора, который помогает ученикам находить в аспекте веры ответы на основные вопросы человека.

Катехизация, согласно Катехизису Католической Церкви, — это «весь комплекс усилий в Церкви в воспитании учеников, в помощи людям верить в то, что Христос есть Сын Божий, чтобы благодаря вере они имели жизнь во имя Его, чтобы воспитать их и дать им образование в этой жизни и построить таким образом Тело Христово». Следуя дефиниции, поданной Катехизисом Католической Церкви, и желая формировать учеников, необходимо обратить внимание на аспект формирования учителя и воспитателя, иначе катехизатора.


Что такое формация?

Этимология этого слова выводится из латинского языка и имеет 3 начения:

1. formare — придавание формы, или процесс формирования личности, образование взглядов и системы ценностей;
2. constituere — организация, иначе образование групп с общими взглядами и интересами, напр., политических, музыкальных и так далее;
3. ordinare — установление, либо обозначение этапа развития какой-либо группы с точки зрения на определённую структуру, напр., экономическую.

Сегодня cконцентрируем наше внимание на формации как на процессе формирования личности, образования взглядов и системы ценностей.

Желая формировать воспитанников, катехизатор должен формировать себя. Всем известно, что слова поучают, а поступки притягивают. Думаю, многие из нас неоднократно вспоминают личности, встретившиеся на нашем пути: учителя, священника, соседа, либо кого-то из семьи, которые произвели на нас сильное впечатление и стали для нас авторитетом и пунктом выхода при решении важных проблем. Наверняка эти личности запомнились нам своими поступками.

Одна из монахинь поделилась со мной своей жизненной историей встречи с таким человеком. Это был священник, настоятель прихода, в котором она работала. Сестра вспоминает о нём, как о человеке непоколебимой веры и силы воли, уверенном в себе и уповающем на Бога, который с сильной верой противостоял превратностям судьбы. Этой сестре в начале своей формации, во время постулата и новициата, было трудно акклиматизироваться в новой среде.

Она даже подумывала о том, чтобы отказаться от своего призвания, говоря себе: «Оставлю всё и вернусь домой». С родителями у неё были замечательные отношения, поэтому возвращение домой было бы позитивно принято с их стороны. Однако же личность настоятеля и его мнение по поводу её неустойчивости и нежелания  преодолевать  трудности не позволили ей покинуть монашескую общину. Возвращаясь мыслями к моральному облику настоятеля, она понимала, что выдержит в своём призвании. До сегодняшнего дня она хорошая и верная сестра.

Учитель и воспитатель — это тот, кто даёт направление в формировании морального облика ученика. Он должен быть для него anima — то есть душой, аниматором, который оживляет его духовное развитие. Правильно сформированный катехизатор даст жизнь ответственной и созревшей вере своим ученикам.


Каким образом должен  формировать себя катехизатор?

Он должен поставить перед собой три цели:

1.    цель познавания;
2.    цель воспитания;
3.    цель практики.

1. Цель познавания — это  знания, которые я хочу передать.

Базовый аспект в формировании катехизатора это постоянное совершенствование своих знаний в области теологии. Катехизатор это одновременно теолог и воспитатель. Опираясь на теологию, он управляет процессом религиозного, христианского формирования. Катехизатор не может ограничиться обучением минимума истин, которым он когда-то научился  и держит  в памяти.

Важным является доктринальная формация, углубление своих религиозных познаний, опираясь на чтение Библии, Катехизиса Католической Церкви, а также другой религиозной литературы, к которой, на сегодняшний день, мы имеем обширный доступ. Существенным является также повышение квалификации, получение теологического образования. Так на Западе — в Германии, Польше — занятия катехезы, могут вести только преподаватели с высшим теологическим образованием.

Обучая религиозным знаниям, катехизатор должен брать во внимание: соответствующий уровень ведения катехезы, материал, методику, направленную  на пробуждение заинтересованности у учеников, а также своё умение преподавания. Следует также помнить о месте инкультурации в катехезе. Расхождение между верой  и культурой это основная причина недонесения до человека послания спасения.

Об этом говорил уже Папа Римский Павел VI в апостольском обращении Ewangelii nuntiandi . В эпоху современного развития техники  пропасть между верой и культурой углубляется, поэтому катехизатор должен учитывать значение инкультурации в катехизации. Культура — это первичная и базовая среда и способ жизни человека, религия же — часть культуры. Поэтому очень важно изучить историю, обычаи, и традиции страны, региона, прихода, в котором работает катехизатор.

 

2. Следующая цель формирования катехизатора — это воспитательная цель, суть которой сводится к формированию морального облика.

Облик (тут подход к жизни) — это предрасположение к определенному ответу на жизненные обстоятельства, выученные реакции, сформировавшееся сознание, сопутствующее ежедневным выборам, связанным с определенными ценностями. Это установленные программы, стили, обычаи. В процессе формирования ученика во время урока катехезы не ставится задача достижения какой-то конкретной стадии совершенства. Ставится задача настроиться на духовное развитие.

Школа даёт начало интеллектуальному, эмоциональному и волевому аспекту жизни каждого ученика. Поэтому на уроке катехезы у молодых людей должны формироваться такие качества как: связь с Богом, формация сознания, облагораживание любви к ближнему, доверие к другим людям. В процессе этого урока ученики должны получить духовные указания, поддержку и правильную подготовку к дальнейшей католической жизни.

Если посмотреть на современную молодёжь и даже на детей, то можно почувствовать их недоверие относительно установленных авторитетов. Следует, однако, помнить о том, что эта же самая молодёжь ищет неискаженных (идеальных) кумиров, которыми восхищается и охотно с ними пребывает. Соответственно в их обществе формируется мировоззрение. Поэтому катехизатор должен быть не только информатором доктрины, но форматором жизненных устроев ученика в аспекте веры. Он — авторитет, его задача стать действительно положительным авторитетом.

Итак, в формировании своего авторитета важным является присутствие катехизатора среди учеников. Под присутствием понимается построение личностных связей с воспитанниками. Учитель не может игнорировать и избегать учеников. Он должен всегда найти для них время, должен быть открытым на дискуссии  во время урока, беседовать с ними во время перерыва,  задержаться после лекции, после святой Мессы, запланировать с ними паломничество, экскурсию, лагерь отдыха, постараться вникнуть в жаргон современной молодёжи, и ни в коем случае не отталкивать и не возмущать своим поведением.

Навязывая духовную связь с воспитанниками учитель основывается на доброжелательности, заинтересованности учениками, чтобы те в свою очередь почувствовали, что они важны. Сам же педагог должен почувствовать от учеников потребность в себе. Примером может послужить слуга Божий отец Иосиф Кентених, замечательный священник и педагог прошлого века, основатель Шенштатского движения. После номинации на духовного отца и одновременно на преподавателя немецкого и латинского языков в семинарии Отцов Паллотинцев в Фаллендаре в Германии на первой же лекции он представил свою программу: «Сегодня хотелось бы вам только представить себя ... Какие отношения до сих пор были между нами? Коротко говоря, мы не имели ничего общего. Мы проходили мимо друг друга, не касаясь и не приглядываясь к себе. Выбор на духовного отца был совершенно без моей инициативы, то есть такава была воля Божья. Поэтому, по отношению ко всем вам и к каждому индивидуально, я настроен выполнить свою миссию как можно лучше. Я полностью к вашим услугам, отдаю вам всего себя, всё что я знаю и чего не знаю, всё, что могу и чего не могу, но прежде всего, отдаю вам своё сердце. Единственное время, которое у меня останется, я посвящу своему любимому занятию».

Жизнь и работа отца Иосифа Кентениха показали его верность определённым целям и пробудили жажду святости у многих его воспитанников, сегодня кандидатов на алтарь. Следует помнить, что служба катехизатора — это призвание, а каждый его ученик — дар провидения Божьего. Катехизатор учит откликаться на Божий призыв: «Совершенствуйтесь» (ср. Mф 5,48). Этот призыв подразумевает нелёгкое задание освобождения от греха. Требует от наставника моральной формации, сложенной из множества решений — больших и малых — поэтому он должен всё время пребывать в состоянии благодати Божьей, совершенствовать себя в аспекте Евангелия. И на такой авторитет будут опираться ученики.

Катехизатор должен принимать во внимание тот факт, что не каждый ребёнок способен открыться на Евангелие. Дети, молодёжь могут искать утешения в призрачных формах общественности, зачастую конфликтуя с родителями. Нельзя оставаться равнодушным к детям с дурными привычками и сложным мировоззрением. Правильный наставник характеризируется любовью ко всем детям — по примеру Пастыря Иисуса Христа, который ищет каждую овцу, особенно — заблудившуюся.

Следует помнить о том, что Катехизатор, который относится с любовью к детям вместе с ними ищет Бога и стремится к Нему. Понимающий, любящий учитель оказывает сильное влияние на учеников. Зачастую он становится примером подражания и жизненного выбора. Это очень важный фактор особенно в нашей ситуации, когда  старшее поколение (родители детей) не имело возможности официально обучаться религиозной практике. Особа учителя катехизатора должна дать понять вкус веры, осведомить им образ жизни верой.

Родители записали десятилетнего Павла на уроки катехезы с целью подготовки к Первому Причастию. Мать — католичка, отец — грекокатолик, оба не практикующие. Павлу запала в душу личность сестры катехетки. Она была для него свидетелем веры, влюбленным в Бога. Он желал следовать её примеру. В октябре сестра приглашала всех детей принимать участие в богослужении святого розария либо молиться на розарии индивидуально. Павлик очень хотел приходить в церковь и вместе с сестрой и детьми молиться, однако родители не дали на это своего согласия.

Видимо были на то свои причины: далёкое расстояние до церкви, тёмные вечера, и можно предугадать, отсутствие личной заинтересованности в духовной жизни и в потребности в религиозных практиках. Разочаровавшись поступком родителей, Павел решил молиться самостоятельно. Каждый день он ждал. когда родители уснут, жили они в однокомнатной квартире, становился на колени на своей кровати и молился на розарии. Ребёнок чувствовал, как много для него значит Бог, к которому привела его катехетка. Позднее внешняя религиозная жизнь уже не имела для Павла огромного значения. Внутри же созревало решение отдать свою жизнь Богу. Сегодня Павел замечательный священник.

 

3. Третья цель в процессе формации учителя и ученика — практическая. Это умения, которые мы желаем формировать.

Каждый человек сотворён по образу и подобию Божьему (ср. Быт 1,27). Его призвание открыть в себе замысел Божий и осуществить его. «Образ Божий» — как статическая неизменная реальность, имеет отношение к Первооснове — Богу, «подобие» же — динамическая реальность, подразумевает призвание к работе над собой.

Сформированный Катехизатор должен передать ученикам умение бережно подходить к христианским принципам своей жизни. Под этим подразумевается научить практически читать Библию, церковные документы, католическую литературу. Образом своей жизни дать пример апостольской активности в жизни церкви, как позаботиться о семье, умения увидеть и распознать людей ищущих Бога и помочь им в этом.

Ответственное отношение к процессу катехизации способствует выработке у учеников чувства бережного отношения к своей вере и религиозной практике, это не только выученные молитвы либо традиции, но также и внутренняя потребность. Современная психология утверждает, что новорождённый, лишённый материнской ласки, умирает. Похожая ситуация с верой. Если её отделить от первоисточника, от контакта с Богом посредством живой молитвы, священнодействия таинств, поступков милосердия, она умирает. Святой Иаков Апостол говорит: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2,26). Задание Учителя — восхитить ученика Богом, и таким образом привлечь его к работе над духовным аспектом своей жизни.

Ответственный подход к проведению урока несёт в себе также готовность к формированию у учеников процесса мышления. Учитель должен добиться, чтобы ученик правильно понимал истины веры. Не стоит пугаться вопросов учеников, даже если мы не можем на них сразу ответить. Главное не игнорировать, а пробовать найти ответ, провести урок на эту тему. Урок должен быть творческим, дети должны научиться логически мыслить. Иначе вера не будет иметь мотивирующего аспекта.

На кануне Первого Причастия сестра провела среди детей опрос по Десяти Божьим заповедям, это было что-то на подобии квиза. По пятой заповеди она спросила: «Дорогие мои дети, что мы знаем об алкоголе? Можно ли его употреблять?». Одна девочка подняла руку и ответила: «С закуской можно». Ребёнок знает, что алкоголь нужен человеку, но нужно правильно его употреблять, однозначно детям нельзя. Этот пример также показывает, что ребёнок думает.

Способность мыслить убережёт молодое поколение от бездушного формализма и приведёт к личным отношениям с Богом, Отцом каждого человека.

Рассуждая над формацией Катехизатора, мог возникнуть вопрос: «Каким методом достигнуть поставленной задачи?» Ответ один: каждый учитель должен обозначить его сам. Это, прежде всего, желание открыть самого себя, свою формацию, желание распознать идеал своей личности. Поиски своей методики опираются на познании собственных наклонностей, врождённых талантов, способностей, своих собственных достоинств и, самое главное, своей связи с Богом. Диалог с Богом, непрерывный контакт со Святым Духом во время молитвы даст ответ на основные вопросы экзистенции: «Откуда мы произошли?», «Куда идём?», «Какое наше начало?», «Какая у нас цель?» В аспекте этих понятий каждый Катехизатор приобретёт личный опыт веры и Бога, сформирует себя и станет форматором для учеников.

Адноўлена 07.11.2009 17:54
 
© 2003-2022 Catholic.by