Доклад архиепископа Кондрусевича «Декларация „Nostra Aetate“ и развитие христианско-иудейского диалога» | Друк |

Международная конференция:
«Христианско-иудейский диалог: религиозные ценности как основа взаимоуважения в гражданском обществе в условиях глобального экономического кризиса»,
Минск, 9–11 ноября 2009 г.


1. Ваши Высокопреосвященства, глубокоуважаемые раввины, братья во священстве, монашествующие, представители христианства и иудаизма, светской власти, мира науки и культуры, братья и сестры, досточтимое собрание.

Прежде всего, позвольте выразить благодарность Митрополиту Филарету и всем, кто проявил инициативу организации и проведения этой конференции, которая представляется чрезвычайно актуальной в контексте современных межрелигиозных отношений.

2. Сегодня, когда весь мир все чаще и чаще сталкивается с очень опасными вызовами времени, различные исповедания должны сделать все возможное, чтобы совместно ответить на них. Это наша нравственная обязанность. Мы обязаны показать миру, погрязшему в безнравственности, обмирщении, моральном релятивизме, ксенофобии, коррупции, нескончаемых военных конфликтах, терроризме, утверждении цивилизации смерти, что религиозные ценности, взаимопонимание, диалог и толерантность между различными вероисповеданиями есть путь к уврачеванию его современных проблем.

3. Четыре года назад Католическая Церковь отметила 40-летие завершения II Ватиканского Собора (1962-1965), коренным образом изменившего как собственно понимание Церкви, так и ее отношений с другими конфессиями, религиями и окружающим миром.

Основными целями Собора были: развитие самосознания Церкви, литургическая реформа, единство христиан и диалог Церкви с миром (ср. Ench Vat, I, p. 103). Во время этого церковного форума Собор ответил на главный вопрос: «Ecclesia: quid dicis de teipsa?» – «Церковь, что говоришь о себе самой?» (ср. AnCr, X, s. 215). Причем ответил в дух аспектах: «аd intra» и «аd extra», т.е. «внутреннем» и «внешнем». Это было нечто новое, доселе не виданное в жизни Католической Церкви.

4. Одним из принятых Собором документов, определяющим отношение Церкви к окружающему миру, и является декларация об отношении к нехристианским религиям «Nostra aetate».

Этот документ начал формироваться только в 1964 г., т.е. на III-ей сессии Собора. Первоначально в проекте документа об экуменизме в его отдельном разделе говорилось также и об отношении к иудеям и другим нехристианским религиям. Однако такая схема подверглась острой критике Отцов Собора, которые желали иметь отдельный, посвященный нехристианским религиям документ.

В результате чего был подготовлен проект декларации, состоящей из пяти параграфов: вступление, отношения с нехристианским миром, отношения с мусульманами, с иудеями и всеобщее, отказывающееся от дискриминации и ее осуждающее, братство людей.

Это стало ярким свидетельством динамичности Католической Церкви, которая, познавая себя, открывается также и нехристианскому миру.

5. В последствии схема декларации была доработана в соответствии с пожеланиями Отцов Собора, рассмотрена и принята на IV-ой его сессии в 1965 г. (ср. Lambert, NOK, s. 193; LThK Vat II, II, S. 472-474; LThK Vat II, III, S. 649).

Документ касается следующих восьми тем:

1-ая – об одном сообществе, которое составляют все народы, у которых одна цель – Бог.

2-ая – о различных нехристианских религиях. О естественной, основанной на признании различными народами некоей сокровенной силы, проявляющейся в событиях человеческой жизни (в том числе – признание Верховного Божества) религии. Об индуизме, в котором люди исследуют божественную тайну и выражают ее в мифах и философских размышлениях. О буддизме, который учит тому, как обрести состояние совершенного освобождения или достичь наивысшего озарения собственными усилиями или при помощи свыше.

3-ая – об уважительном отношении к мусульманам, поклоняющимся Единому Богу, Живому и Сущему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, признающему Авраама и пророков;

4-ая – об общем духовном наследии христиан и иудеев;

5-ая – о принципиальной неприемлемости коллективной ответственности иудеев за смерть Христа;

6-ая – о том, что иудейский народ не может считаться отверженным Богом;

7-ая – призыв не учить тому, что несообразно с Евангелием и духом Христовым;

8-ая – об осуждении дискриминации и притеснения людей по причине их национальной принадлежности, расы, общественного положения или вероисповедания и о необходимости созидания общечеловеческого братства (ср. NA).

Таким образом, Декларация «Nostra aetatе» открыла новую эру в отношениях Католической Церкви с нехристианскими религиями.

6. Хотя декларация «Nostra aetate» является самым коротким документом II Ватиканского Собора, тем не менее, она как по своему содержанию, так и духу наилучшим образом отвечает стремлению Собора вести диалог Церкви с окружающим миром, в нашем случае — с  не принадлежащими к христианству верующими в Бога. Ее положения логическим образом вытекают из учения основного соборного документа — догматической конституции о Церкви «Lumen gentium» («Свет народам») о новом народе Божием, в который призваны все люди (ср. LG 13).

7. В своем учении декларация подчеркивает то, что является общим и объединяет Католическую Церковь с нехристианскими религиями, а именно: стремление ответить на вопросы о том, кто есть человек, каков смысл его жизни, что такое добро и грех, откуда возникает страдание и зачем оно, где искать путь к обретению истинного счастья, что такое смерть, суд и воздаяние после смерти, что представляет собой последняя и неизреченная тайна, от которой мы происходим и к которой стремимся (ср. NA 1). Она также подчеркивает стремление к установлению братских отношений с людьми других национальностей, общественного положения и вероисповедания (ср. NA 5).

8. Основным и совершенно новым в учение Католической Церкви является признание имеющихся в других религиях, и особенно в иудаизме, духовных и нравственных благ, а также социально-культурных ценностей (ср. NA 2).

Учение декларации об иудеях и иудаизме можно свести к трем следующим пунктам (ср. NA 4):

8.1. Объективно существует тесная связь между Церковью и иудейским народом. Христиан и иудеев объединяет Ветхий Завет. Христос, Мария, Апостолы и первые христиане были евреями. Т.е. Декларация особо подчеркивает общее наследие иудеев и христиан.

8.2. Декларация представляет совершенно новый взгляд на ответственность евреев за смерть Христа. Она учит, что хотя иудейские власти настояли на смерти Иисуса, однако это не может быть вменено в коллективную вину как всем жившим тогда иудеям, так и живущим сегодня, и поэтому их нельзя считать отверженными Богом.

8.3. Католическая Церковь осуждает и сожалеет о ненависти, гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые, когда бы то ни было и кем бы то ни было, направлялись против иудеев.

Таким образом, декларация «Nostra aetate» заканчивает грустное время противостояния, когда к исповедникам нехристианских религий католики относились с пренебрежением, а иногда даже и с ненавистью.

9. Принимая эту важную декларацию, Католическая Церковь сделала еще один шаг в развитии столь необходимого межрелигиозного диалога. В ней она приглашает всех людей преодолевать религиозные конфликты, вместе продвигать нравственные ценности, стремиться к миру, справедливости и свободе. Она признает сокрытую в каждом человеке глубокую жажду божественного. Нехристианские религии, признавая высшее существо, отвечают принципам человеческой мудрости. Христианство и иудаизм предлагают свое видение Бога, однако всегда Единого Творца, который сотворил человека и воздаст ему по его делам.

Декларация «Nostra aetate» воистину стала поворотным пунктом Католической Церкви в отношении к нехристианским религиям. Впервые в своей истории она на наиболее высоком и авторитетном уровне, каким является Собор, определила к ним свое позитивное отношение — и это необходимо подчеркнуть особо.

Таким образом, II Ватиканский Собор оказал огромное влияние на развитие межрелигиозного диалога, открыл пути к примирению и установлению качественно новых отношений с представителями других религий.

10. В наше время, по прошествии более 40 лет от принятия этого документа, мы еще с большей остротой понимаем его необходимость и важность.

Все больше людей понимает, что для преодоления негативных явлений современный мир крайне нуждается в диалоге и толерантности как между государствами, экономическими системами, культурами, так и между мировыми религиями.

Гуманизация отношений между различными людьми исходит, прежде всего, из трансформации сердца в желании понять другого человека. Поэтому духовность является наиболее важным источником преображения мира и требует развития межрелигиозного диалога, который, в свою очередь, должен играть все более существенную роль в будущем развитии человечества.

В настоящее время также и процессы глобализации призывают к взаимному сотрудничеству и диалогу.
Диалог предполагает взаимную открытость, уважение к мнению другой стороны и отказ от монополии на истину, обладателем которой является Творец. Он требует терпения, щедрости, доброй воли, уважения, открытости и честности по отношению к противоположной стороне.

Диалог — это шанс для создания новых взаимоотношений, которые приведут к расширению сотрудничества, в котором так нуждаются как сами религии, так и мир перед лицом вызовов современности, чтобы созидать «цивилизацию любви».

11. Католическая Церковь в последнее время особое внимание обращает развитию не только межхристианского, но и межрелигиозного диалога, в том числе с иудаизмом. Особая заслуга принадлежит II Ватиканскому Собору, понтификам Иоанну XXIII, Павлу VI, Иоанну Павлу II, и в последнее время — Бенедикту XVI. С целью дальнейшего развития начатого Собором процесса были созданы специальные Папские Советы по содействию христианскому единству и по межрелигиозному диалогу.

11.1. Особо следует подчеркнуть понтификат Папы Иоанна Павла II, который был ознаменован развитием отношений с иудаизмом в духе учения II Ватиканского Собора и своих великих предшественников. Следуя этому духу, он шел навстречу с исповедниками иудаизма с присущим ему чувством уважения и желания помочь. Достаточно вспомнить, что он был первым в истории Католической Церкви понтификом, который в 1986 г. посетил синагогу в Риме.

Необходимо особо подчеркнуть, что именно Иоанн Павел II иудеев назвал «старшими братьями по вере» (ср. ППН, с. 134).

На молитвенные встречи религиозных лидеров в Ассизи в 1986 и 2002 г.г., Понтифик пригласил представителей не только иных христианских конфессий, но и нехристианских религий, в том числе и иудеев.

В Апостольском обращении «Ecclesia in Europa» - «Церковь в Европе» Иоанн Павел II призвал к осознанию особой роли Израиля в истории спасения, а также существования общих корней христианства и еврейского народа, призванного Богом к завету, который никогда не будет отозван (ср. Рим 11, 29) (ср. EE 56).

С присущим ему энтузиазмом, Иоанн Павел II развивал учение декларации «Nostra aetate» о том, что иные религии также «доносят луч Истины, просвещающий всех людей» (NA 2).

11.2. Нынешний Папа Бенедикт XVI продолжает линию II Ватиканского Собора и своего Великого предшественника.

19 августа 2005 г. в г. Кёльн в Германии Бенедикт XVI посетил синагогу, где призвал иудеев и христиан к развитию искреннего и доверительного диалога и заверил, что Католическая Церковь остается верной идеям терпимости, уважения, дружбы и мира между всеми народами, религиями и культурами. Главный раввин синагоги Нетанель Тайтельбаум отметил, что визит Папы в синагогу — это шаг навстречу миру между народами и знак преодоления прежнего антисемитизма христиан (ср. CE-ChL с. II–III.).

Исключительно важным было посещение Бенедиктом XVI бывшего концентрационного лагеря в Освенциме в мае 2006 г., где в газовых камерах погибли миллионы невинных людей многих национальностей и вероисповеданий, в том числе и евреи. На этом святом месте, где человечество прошло через «темную долину» Папа, как сын немецкого народа, говорил, что, уничтожая Израиль и осуществляя Шоах, гитлеровцы в действительности хотели вырвать корни христианской веры и заменить ее верой в господство сильного человека. Там он молился словами Псалма, как молитвы Израиля и христиан: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит к водам тихим. Подкрепляет душу морю; направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смерти, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня… и я пребуду в доме Господнем многие дни» (Пс 23 (22), 1–4. 6).

В мае н.г. Папа совершил свой визит в Святую Землю, где он также много внимания уделил встречам с исповедниками иудаизма. Папа посетил мемориал жертва Холокоста "Яд ва-Шем", нанес визит в Великий Раввинат, молился у стены плача. В мемориале он сказал, что, как и его предшественники, поддерживает задачу Церкви молиться и без устали действовать, чтобы ни когда больше зло не господствовало в сердцах людей. Обращаясь к раввинам в Великом Раввинате, Папа сказал, что Церковь, в мысль Декларации «Nostra aetate», продолжает высоко оценивать общее христианско-иудейское наследие и желает его углубления как через библейско-теологические исследования, так и дружеский диалог. Он также подчеркнул, что иудеи и христиане одинаково заинтересованы в обеспечении уважения к святости человеческой жизни, центральной роли семьи, воспитания молодежи, свободы религии и осознания нравственно здорового общества.

12. Вызовы нашего времени требуют нового, более динамичного подхода к развитию как экуменического, так и межрелигиозного диалога, в том числе с иудеями. Этот диалог должен проходить с участием общества, как с целью обсуждения насущных проблем, так и поиска путей их решения. В связи с этим следует особо отметить создание в 2009 г. Общественного Совета по нравственности в Республике Беларусь, куда вместе с общественными деятелями вошли представители православия, католицизма, лютеранства, иудаизма и ислама.

Основная масса проблем, вызванных процессами секуляризации и нравственного релятивизма — это проблемы, возникающие по причине духовного вакуума, который является вызовом для последователей всех религий. Поэтому мы должны стремиться к совершенству и своей жизнью являть пример открытости, диалога и толерантности, а также утверждения религиозных ценностей в жизни современного мира, помня о том, что земля для всех нас — общий дом.

Это позволит всем религиям, особенно христианству и иудаизму, внести свой посильный вклад в утверждение общих нравственных ценностей с целью развития взаимоуважения в гражданском обществе, чтобы каждый мог сказать: «как хорошо братьям жить вместе» (ср. Пс 133 (132), 1) во исполнение слов декларации «Nostra aetate»: «быть в мире со всеми людьми (ср. Рим 12, 18), чтобы действительно стать детьми Отца, Который на небесах (ср. Мф 5, 18)» (NA 5).

Адноўлена 10.11.2009 13:47
 
© 2003-2022 Catholic.by