Прамова Мітрапаліта Кандрусевіча падчас экуменічнага набажэнства ў межах канферэнцыі «25 год пасля Чарнобылю» | Друк |


Международная партнерская конференция «25 лет после Чернобыля»

Минск, 17 апреля 2011 г., минский православный храм в честь иконы Матери Божьей Всех скорбящих Радость

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

1. Бог сотворил мир, в котором все было хорошо и гармонично. Первозданную гармонию нарушил грех Адама, в основе которого лежит непослушание воли Божией. С этого момента начались все беды человечества, которые поражают как самого человека, так и мир.

Великий в своем милосердии Бог через смерть и воскресение своего Сына Иисуса Христа спас человека и вернул ему достояние дитяти Божия. Однако, как следствие первородного греха, человек сохранил склонность ко злу, которое проявляется как в отношении самого человека, так и сотворенного Богом мира. Несоблюдение или попытка изменения Божиего закона ведет к всевозможным катастрофам в физическом мире, в том числе и к экологическим, свидетелями чего мы являемся.

Не надо далеко ходить. Всем известные пинские болота считались легкими Европы. Но их осушили. И что мы в результате имеем? Изменение природного баланса привело к тому, что богатейший и неповторимый по своей природе и красоте край утратил свою идентичность.  

А к чему ведет и уже привело безнравственное использование достижений науки и техники? Это, прежде всего, угрожающее нашей планете изменение климата, загрязнение атмосферы, проблемы биоэтики и т.д.

2. Эти и многие подобные факты свидетельствуют о том, что современный мир находится на краю пропасти и лихорадочно ищет выхода из создавшейся ситуации. Ответ Церкви однозначен: для его сохранения необходимо соблюдать Божий закон, который не ограничивает свободы человека, а дан ему для его же блага.

3. Сегодня мы вспоминаем 25-ую годовщину одной из самых ужасных катастроф современности — аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Ее следствием явилась смерть и страдания многих тысяч людей. Зараженная плодородная земля стала непригодной для земельных угодий. Многочисленные населенные пункты, где бурлила жизнь, опустели. Сотни тысяч людей должны были покинуть свои дома и оказались вынужденными переселенцами в мирное время. Чернобыльская катастрофа и порожденные ею процессы вызвали на загрязненных территориях ломку устоявшегося здесь веками образа жизни, ценностных ориентаций и повседневного поведения людей. Слово «Чернобыль» стало символом несчастья и страданий. После четверти века Чернобыльская трагедия все еще отзывается болью в сердцах людей многих стран Европы и особенно Беларуси. Да и зловещий саркофаг на месте катастрофы не дает гарантии, что с ее последствиями покончено раз и навсегда. Продолжающиеся в недрах захороненных атомных реакторов ядерные процессы не дают спокойно спать.

4. За прошедшие четверть века сделано много для ликвидации последствий чернобыльской трагедии. С этой целью реализуются различные проекты, как в Беларуси, так и за рубежом.

Произошедшая 25 лет тому назад чернобыльская катастрофа дала новый импульс для поиска альтернативных и возобновляемых источников энергии, а также разработки нового поколения более надежных ядерных реакторов. В то же время, вызванная землетрясением и цунами фукусимская ядерная трагедия свидетельствует о том, что даже самые, казалось бы, надежные ядерные реакторы в определенных условиях не выдерживают. Это, однако, не означает, что в условиях стремительного спроса на энергию необходимо отказаться от ядерного ее источника.

5. Казалось, что вошедшая в нашу жизнь, как вор, чернобыльская катастрофа лишила людей надежды на будущее. Но у христианина всегда должна быть надежда, даже сверх надежды, — как утверждает св. апостол Павел (ср. Рим 4, 18). Церковь не остается в стороне перед лицом возникших в результате чернобыльской и других катастроф проблем. Она, прежде всего, старается вернуть людям утерянную надежду, что не все потеряно и возможно возрождение. По линии Церкви было осуществлено и продолжает осуществляться множество благотворительных проектов, в том числе для детей — как будущего Церкви и нашего общества. Церковь возносит свои молитвы как о пострадавших, так и о милости безопасного использования атомной энергии. При этом Церковь твердо придерживается принципов нравственности, как в области высоких технологий, так и в  отношении к пострадавшим.

6. История — наставница жизни, и нам надо у нее учиться. Сегодня, вспоминая чернобыльскую катастрофу, нам необходимо помнить и о духовном Чернобыле, а именно о гонениях на веру в течении трех поколений. Эти два урока не должны пройти даром. Мы должны помнить об опасности, которую несет добровольный отход от Бога и связанные с этим процессы морального релятивизма. Подтверждением этому является террористический акт в минском метро, произошедший 6 дней назад, которому нет и не может быть оправдания, ибо погибли и пострадали невинные граждане.

Все, что делается, должно делаться во благо людей. Сегодня, вспоминая 25-ую годовщину чернобыльской катастрофы, мы молимся о ее жертвах, испрашивая у Всемогущего Бога милосердия умершим и здравия живущим. Помним, благодарим и молимся о ликвидаторах, многие из которых очень серьезно пострадали. Своими молитвами охватываем всех тех, кто принимал и продолжает принимать участие в ликвидации ее последствий путем реализации различных программ помощи и оздоровления пострадавших.

Символично, что наша молитва имеет место накануне Страстной Седмицы, во время которой в этом году все христиане вместе размышляют над страданиями, смертью и воскресением Христа, как фундамента нашей веры и надежды на жизнь вечную. Мы вместе вопрошаем ко Всемилостивому Творцу: Господи, сохрани созданную тобой вселенную; вразуми человека, чтобы он созидал будущее согласно Твоему закону, мудро и в соответствии с Твоей волей владычествовал над землей (ср. Быт 1, 28), а также использовал достижения науки во благо человечества в соответствии с этическими принципами. Обрати свой милостивый взор на нас грешных и сохрани от всякого зла, чтобы никогда больше не повторились Хиросима и Нагасаки, Чернобыль и Фукусима. Береги мир от насилия и социальной несправедливости. Помоги, чтобы он стремился к своему совершенству и созидал цивилизацию взаимной любви и жизни в соответствии с законом Божиим. Аминь.

Адноўлена 18.04.2011 11:47
 
© 2003-2022 Catholic.by