Даклад Мітрапаліта Кандрусевіча на міжнароднай канферэнцыі «Праваслаўна-каталіцкі дыялог: хрысціянскія этычныя каштоўнасці як уклад у сацыяльнае жыццё Еўропы» | Друк |

13 лістапада 2011 г., Мінск

Христианство перед лицом вызовов постмодернистической идеологии

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, братья во священстве, монашествующие, братья и сестры!

1. Прежде всего позвольте выразить признательность Его Высокопреосвященству Митрополиту Минскому и Слуцкому Патриаршему Экзарху всея Беларуси Филарету, Институту религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций при Синоде Белорусской Православной Церкви, Папскому Совету по Содействию Христианскому Единству и Христианскому Образовательному Центру им. свв. Мефодия и Кирилла за организацию, поддержанной Минско-Могилевской архиепархией, этой своевременной и очень актуальной конференции.

Участие Председателя Папского Совета по Содействию Христианскому Единству Его Высокопреосвященства кардинала Курта Коха придает этому экуменическому форуму особую значимость в наше время очень интенсивного развития отношений между Католической и Православной Церквами.

2. Современный мир характеризуется как позитивными, так и негативными направлениями своего развития, что также влияет и на религиозную жизнь человека. Невиданное доселе развитие науки и технологии, а также некоторые не приемлющие трансцендентной реальности и существования Бога тенденции развития философии и идеологии, изменяют не только окружающий мир, но и менталитет человека, что ведет к изменению цивилизации и культуры. В результате чего человек, к сожалению, приходит к мнению, что правды веры и нравственные нормы также могут изменяться.

Кто внимательно и критически смотрит на современную реальность, очень легко заметит, что наша цивилизация вошла в новую фазу своего развития. Это касается не только стремительных изменений в жизни человека, но и в системе фундаментальных базовых ценностей. Все больше экспертов утверждает, что во второй половине ХХ столетия завершилась эпоха модернизма, которая в умственной сфере стремилась к точному, рациональному и научному познанию реального мира, а в практической сфере — к высокой эффективности. Поэтому современные тенденции определяются термином «постмодернизм».

3. Пропагандируя агностицизм, моральный релятивизм и религиозный индифферентизм, постмодернизм действует очень эффективно, меняя образ Бога, Церкви и религии. В сфере нравственности он исключает понятие греха и разницу между добром и злом. В сфере познания утверждает, что не существует объективная и неизменяющаяся истина. В сфере религии уравнивает все религии, секты, религиозные движения и таким образом ведет к феномену деконфессионализации.

Постмодернизм не приемлет моральных и этических норм. Он согласен с такой религией, которая могла бы быть элементом потребительского мировоззрения, т.е. исполняла бы терапевтические и благотворительные функции, предлагала бы людям только то, чего они сами хотят и обеспечивала бы чувство безопасности. Такая религия действовала бы только в горизонтальной и временной сферах жизни человека. Она не имела бы вертикального измерения, который направляет к Богу и им провозглашенным нравственным нормам. Согласно теории постмодернизма, если Бог и существует, то он есть для того, чтобы служить человеку, а не наоборот. При этом человек должен быть абсолютно свободен.

Блаженный Иоанн Павел II в энциклике «Fides et ratio» («Вера и разум»), анализируя проблему постмодернизма, обращает внимание на то, что нет общепринятого решения проблемы проведения границы между модернизмом и постмодернизмом. Одни  утверждают, что эпоха достоверных суждений прошла безвозвратно и теперь человек должен научиться жить в ситуации отсутствия смысла, под знаком бренности и изменчивости вещей. Иные, отрицая всякую достоверность в философии, забывают о необходимом разграничении и доходят до отрицания достоверности самих истин веры. В результате, подчеркивает Папа, этот нигилизм находит своего рода подтверждение в страшном опыте зла, являющемся характерной чертой нашей эпохи.

Поэтому постмодернизм характеризуется следующими двумя основными идеями. Первая — это исключение объективной правды. Вторая — право на индивидуальность и ничем не ограниченную свободу, что ведет к исключению постоянных нравственных принципов и норм поведения. Ни в чем нет абсолютной уверенности, ни в Боге, ни в человеке, ни в разуме, который в модернизме занимал место Бога. Благодаря климату амбивалентности, безличносности, неуверенности и уклонении от системных решений, постмодернизм привел к релятивизму. Свобода личности означает право действовать в соответствии с чувством своей нравственной ответственности и духа оправдания своих действий.

4. Согласно теории постмодернизма религия должна говорить исключительно о хороших и приятных вещах. Но если она выдвигает требования, то от нее необходимо отказаться. Следствием такого мышления является критика учения Церкви и даже его неприятие. Церковь теряет свой авторитет, особенно в области ее доктрины и нравственности, она перестает быть совестью общества. Немало людей сегодня говорят: религия — да, Церковь — нет; верю в Бога, но не верю в Церковь; являюсь христианином, однако некоторые истины веры или заповеди мне не подходят и т. д.

С другой стороны, многие люди, чувствуя необходимость религиозного компонента в их жизни, становятся членами различных сект. В современном мире предложение отвечает потребностям. Книжные магазины, телевидение, радио, интернет и т. д. полны изотерических и иррациональных изданий. Появляется новый тип религии, которая по своей сути является единением различных верований, магий, астрологии, парапсихологии, спиритизма и т. п. Классическим примером может быть движение «New age», как совокупность различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера, со своей идеей перехода от христианской эпохи к постхристианской, которая по мнению его последователей ознаменуется грандиозным эпохальным скачком в духовном и ментальном развитии человечества.
Эти и другие элементы постмодернистской идеологии соответственно действуют на современного человека, не исключая христиан и понятия христианства в современном мире. Всё это ведет к появлению этического плюрализма, который исключает понятие объективного нравственного добра и зла и разницы между ними.

5. Таким образом, мы приходим к модному сегодня понятию политкорректности в религиозной сфере, которое провозглашает релятивистский тезис об относительности истины. Сторонники этой идеи утверждают, что никто не прав, за исключением тех, кто утверждает, что действительно никто не прав. Поэтому все культуры, традиции, нормы поведения и т. д. одинаково значимы. Не зря Святой Отец Бенедикт XVI 17 июля 2008 г., обращаясь к собравшимся на XXIII Всемирный день молодежи в Сиднее, сказал, что релятивизм ведет не к истинной свободе, а к нравственному и интеллектуальному смятению, а также к понижению стандартов, неуважению к самому себе и даже к горю.
Либеральное воспитание стремится к одной цели — воспитать ничем не ограниченного человека. Исключая национальные, семейные, расовые, религиозные, культурные и человеческие ценности, оно направлено к абсолютной свободе жить так, как хочется, быть открытым на любой стиль жизни, любую идеологию и поведение. Сторонники такого воспитания утверждают, что самыми опасными для свободы являются нравственные нормы, ибо они ограничивают человеческие возможности. В общественной жизни должен господствовать принцип безусловной свободы, без каких либо религиозных, нравственных, философских и т. п. аксиом. Для достижения этой цели необходимо изъять религиозные символы, а саму религиозную жизнь свести к приватной сфере жизни человека. Таким образом, либеральное воспитание не ведет к жизни в соответствии с добродетелями.

6. В истории человечества всегда было много различных взглядов на благо, и они всегда вели к исследованию с целью ответить на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо. Современные релятивисты считают, что такие исследования невозможны, что ведет к духовному обнищанию. Общество, которое принимает моральный релятивизм, уже не воспитывает новое поколение, а только его взращивает. Оно не имеет ничего общего со стремлением воспитать морально здорового молодого человека, дать ему хороший пример, привить ему чувство близости к другому и т. д.

То же самое касается и семьи, которая переживает глубокий кризис. Семья должна быть объединена с Богом своим единством, верностью и любовью. Она также должна уважать нравственный закон. Если этого нет, если семья в своей жизни ограничивается лишь общими играми, путешествиями, телевизионными программами, едой, без общего духовного блага и нравственного развития, то семейная жизнь рушится.

Родители, вместо того, чтобы учить своих детей религии и давать им хороший пример, их воспитание оставляют улице, телевизору, интернету и т. п. Таким образом, они их не питают нравственной пищей. В то же самое время необходимо помнить, что без духовного фундамента человеческое мышление становится неполным и опустошается. Нравственное воспитание не принесет ожидаемых результатов, если человеку не будет представлена нравственная визия космоса с вознаграждением за добро и наказанием — за зло.

Как родители могут воспитывать своих детей, когда сами не знают, во что верят? Тогда они смогут им лишь сказать традиционную фразу, что желают им счастья, успехов и исполнения сокровенной мечты. Таким ли должно быть их духовное завещание и иерархия ценностей, которую хотят передать своим детям?

Мы уже дожились до того, что в последнее время люди часто смешивают нравственное воспитание с пропагандой сексуальной революции. Неупорядоченный и не соответствующий Божией воле секс обоготворяется.

Новая либеральная нравственность отрицает христианские добродетели, не стремится формировать человека, который считался бы с Богом и Его нравственным законом. Наоборот — она стремится воспитать ищущего лишь своей выгоды прагматика, без какого-либо контакта с трасцендентной реальностью.

7. Все эти тенденции можно определить словом «секуляризм». Он затронул весь мир, в том числе страны с многовековой христианской традицией. Многие из них в настоящее время снова стали языческими. Много людей живет так, как если бы Бог вообще не существовал. Не зря блаженный папа Иоанн Павел II так часто говорил о необходимости новой евангелизации. Не зря папа Бенедикт XVI установил Папский совет по новой евангелизации. Не зря ей будет посвящен очередной Синод епископов Католической Церкви, который состоится в октябре 2012 г. Не зря о необходимости нового провозглашения Евангелия так настойчиво говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Во времена эпохи просвещения, марксизма, сциентизма и позитивизма, которая отвергала богооткровенную религию, христианская апологетика ее защищала. Она утверждала, что недостаточно лишь иметь очень хорошо развитую науку, чтобы человек мог понять себя и окружающий его мир. Необходимо еще ответить на экзистенциальные вопросы, такие, как: кто есть человек? почему он живет? почему страдает? какова цель его жизни? откуда зло? и т. п.

8. Современный секуляризм больше не опирается на науку. Наоборот, он очень часто именно ее обвиняет в появлении многих проблем, как, например, оружие массового поражения, проблемы экологии и т. п. Он также не занимается экзистенциальными проблемами. В центре внимания ставится вопрос, как избежать жизненных трудностей, несправедливости и т. п. Постепенно исчезает религиозный язык, человек не боится смерти без примирения с Богом, а в повседневной жизни он обходится без своего Творца. Для многих людей Бог окончательно пропал, не оставив в их жизни никакого следа. Большая часть секуляризованных обществ живет, не обращая внимания на авторитет и ценности религии. Для секуляризованного, индифферентного человека Бог если и существует, то не имеет никакого значения. Благосостояние и секулярная культура затемняет необходимость духовной жизни. Они деградируют в трансцендентном стремлении к духовной жизни, а счастье видят в материальном благе и сексуальном удовлетворении, как утверждает кардинал Поль Пупар, долголетний Президент Папского Совета по Культуре.

9. Нравится нам это или нет, но в современном мире идет острая борьба между христианством и новыми идеологиями и культурами за умы и сердца людей. Люди верят не только в Бога, но и в разных, совсем уж не связанных с христианством, духов. Такая тенденция ведет к деструкции общества. Она не стремится к созиданию рационального будущего на принципах духовных ценностей, но концентрируется на его иррациональном предсказании по звездам. Евангелие подменяется гороскопами и гаданием. Отвергается Искупление, вместо которого принимается пантеистическое вбрасывание человека в космос.

10. Каким должен быть ответ христианина на эти постмодернистические вызовы? Прежде всего, необходимо помнить, что уже сам Христос отделил sacrum от profanum и защищал божественное. Поэтому и христианин должен беречь учение Христа в нашем мире, где нередко принимаются противоречащие Божиему праву законы.

Второй Ватиканский Собор исследовал вопрос о позиции Церкви относительно плюрализма и либеральной демократии. В своем учении он подчёркивает реальность современного мира, в котором плюрализм не может обойтись без правильно понятой толерантности, выражающейся в признании права на свободу каждого человека без нарушения свободы других людей, а также в уважении его мировоззрения, религии, национальности.

Современный плюрализм является следствием демократического развития общества. При этом не следует его ни прославлять, ни демонизировать. Не является он также и палочкой-выручалочкой, чтобы решить все проблемы. Более того, понятый как слепое принятие всевозможных различий, он не может стать интегрирующей силой. А понятый как абсолютная свобода от всего и всему, он ведет к дезинтеграции общества. В то же самое время интеграции общества необходим общий этический принцип. В каждом демократическом обществе в основе принимаемых парламентом законов должен быть независимый от воли депутатов и всеми приемлемый кодекс нравственных ценностей. Без него демократия проявляет тенденцию к вырождению.

Отвергающий независимые от человеческой воли нравственные нормы позитивизм может привести к большим бедам, ибо дает возможность проявиться различным правовым, общественным и политическим манипуляциям. История является самым лучшим свидетелем всему этому. Она подтверждает тезис, что в основе всякого кризиса — общественного, политического, социального, экономического, экологического и т. п. — лежит моральный кризис.

Современный постмодернистический плюрализм, который признает истиной всё, на самом деле является инструментом дехристианизации народов и стремится изменить христианский этос этосом «политкорректности».

11. Каков выход? Где искать помощи? Социологи и работники душпастырства предлагают три варианта противопоставиться вызовам либерализма:
— можно отвергнуть плюрализм в области религии. Но это приведет к изоляции Церкви и прекращении ее диалога с миром, а также противопоставится ее миссионерскому призванию.
— можно развивать альтернативные формы христианства, как, например, религиозные движения, которые являют собой «евангельскую закваску» и являются «малым стадом» в океане религиозного равнодушия.
— наконец, на принципах Евангелия можно развивать пастырство в области науки, экономики, политики, масс-медиа, воспитания, учёбы и т. п.

В современном секуляризированном мире каждый христианин должен стать слугой Евангелия и его свидетелем. В противном случае вместо истинной веры будет предлагаться ничего не обязывающее религиозное чувство, которое будет трансформироваться в агностицизм и практический атеизм. Христианская визия реальности должна объять всю жизнь человека: семью, культуру, науку, молодежь, средства массовой коммуникации, экономику, политику и т. п. Христос со своим учением входил во все сферы жизни человека. Также и мы должны нести Евангелие всем людям.

12. Для выполнения такого задания Церкви нужны истинные, живущие духом Евангелия христиане. Мы не можем свести нашу христианскую миссию лишь к миссии дорожного знака, который только указывает путь, но сам им не идет. Мы должны стать ведущими людей ко Христу Вифлеемскими звездами. Для этого нам самим необходимо жить согласно Евангелию, быть живыми аргументами существования Бога, стремится к святости, чтобы христианская истина, которой мы живем, не была лишь идеей или теорией, а ликом, присутствующего в нашей жизни Христа. Необходимо быть динамичными в свидетельстве Благой Вести, чтобы не человек изменял Евангелие, но Евангелие изменяло человека.

Сегодня, может, больше чем когда-либо, евангелизация не имеет права остаться чем-то прошлым. Она должна стать настоящим и быть будущим. Для этого наряду с традиционными методами евангелизации большое значение имеет и евангелизация культуры. Блаженный папа Иоанн Павел II в Апостольском увещевании «Ecclesia in Europa» («Церковь в Европе») учит, что целью евангелизации культуры является позволить Евангелию проникнуть в каждую конкретную жизненную ситуацию: «Проповедь Иисуса Христа должна достичь и современной европейской культуры. Евангелизация культуры должна и сегодня продемонстрировать, что на нашем континенте возможно принимать всё Евангелие как путь, придающий смысл существованию. С этой целью пастырская деятельность должна принять на себя задачу формирования христианского образа мыслей в повседневной жизни: в семье, школе, СМИ, мире культуры, труда и экономики, в политике, досуге и здравоохранении».

Важным представляется также и личный диалог. Постмодернистическая религия — это религия «моего я». Ее основание — это личный успех. Поэтому необходим такой диалог, который бы ориентировал на передачу истины.

Все эти наши усилия должны быть поддержаны молитвой, ибо без Христа мы ничего не сможем сделать.

13. При этом необходимо помнить, что обязанность возвещать Евангелие касается всех христиан и мы все должны дружно свидетельствовать о Христе — едином Спасителе мира. Успешной евангелизации в постмодернистическом обществе необходимо единство и совместное действие. Евангелизация и единство христиан связаны между собой. Блаженный Иоанн Павел II в энциклике «Ut unum sint» («Да будут все едино») учит, что «экуменическое движение нашего столетия … выделяется своей миссионерской направленностью». А папа Павел VI в энциклике «Evangelii nuntiandi» («Возвещение Евангелия») подметил, что «воздействие евангелизации окажется намного слабее, если те, кто благовествует Евангелие, будут разобщены в силу разного рода расколов. Не в этом ли сегодня заключена одна из основных бед евангелизации? На самом деле, если возвещаемое нами Евангелие кажется раздираемым вероучительными спорами, идеологической поляризацией или взаимными осуждениями христиан, основанными на их разных представлениях о Христе и о Церкви, а также вытекающими из их различных концепций общества и человеческих институтов, то как смогут те, к кому обращена наша проповедь, не почувствовать себя смущёнными, сбитыми всем этим, более того — прямо-таки возмущенными?». Поэтому и сегодня в наших ушах звучит пророческий голос Иоанна Павла II: можно ли возвещать Евангелие примирения, не стремясь к примирению?
В настоящее время перед лицом вызовов постмодернизма, может, более чем когда-либо раньше, очень важно, чтобы все христиане единым фронтом возвещали Благую Весть и защищали христианские ценности. Христиане будут иметь большее влияние в мире, если будет действовать сообща. Особенно это касается католиков и православных, у которых значительно больше того, что объединяет, нежели разъединяет. В их социальных доктринах очень широко оговорена проблема диалога с секулярным гуманизмом. При этом особо подчеркивается приоритет духовных ценностей.

Сегодня, когда в секулярном мире идет ожесточенная борьба да человеческие души, необходимо вспомнить о призыве Христа: «Да будут все едино, чтобы мир уверовал» (Ин 17, 21). Т. е. условием того, чтобы мир уверовал, является единство.

2 февраля 2009 г. новый Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял ватиканскую делегацию, которая принимала участие в его интронизации и передала послание папы Бенедикта XVI, в котором Понтифик выразил уверенность в продолжении сотрудничества Патриарха с Католической Церковью с целью защиты христианских ценностей.

В своем ответном слове Патриарх Кирилл «выразил надежду, что отношения между двумя Церквами будут развиваться в атмосфере взаимного доверия и сотрудничества, прежде всего в деле отстаивания и утверждения традиционных христианских ценностей в Европе и мире. Основой для подобного взаимодействия должен служить факт совпадения позиций православных и католиков по многим вопросам жизни современного общества» .
Поэтому со всей ответственностью следует сказать, что прошло время разбрасывать камни. Их надо собирать. Время неумолимо бежит вперед, и если мы не объединим наших усилий, то останемся на платформе, а поезд жизни секуляризованного постмодернистского общества уйдет без нас. Нам необходим, как говорит Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Илларион, альянс здоровых сил, чтобы противопоставиться вызовам современности и защищать христианские ценности.

В этой области мы должны быть пророками, чтобы вести людей ко встрече со Христом, из которого рождается способная изменить облик земли вера.

Спасибо за внимание.

Использованная литература:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель 1989. 
2. II Ватиканский Собор. Декларация о религиозной свободе «Dignitatis humanae» // Документы II Ватиканского Собора. М., Паолине, 1998, с. 283-295.
3. Павел VI. Апостольское обращение «Evangelini nuntiandi». Издательство Францисканцев. Москва 2002.
4. Иоанн Павел II. Энциклика «Ut unum sint». Libreria Editrice Vaticana 1995. 
5. Иоанн Павел II. Энциклика «Fides et ratio», М. Издательство Францисканцев 1999.
6. Jan Paweł II. Postsynodalna Adhortacja Apostolska «Ecclesia in Europa». Libreria Editrice Vaticana 2003.
7. L’Osservatore Romano. Città del Vaticano, Venerdi 18 luglio 2008.
8. Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, ректор Института теологии им. Святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета. Церковь Христова и преемственность Европейских идеалов и ценностей // Программа «Европейские мосты». Кафоликия. Выпуск 2, Минск 2005.
9. Peter Neuer. Psychospołeczne i polityczne uwarunkowania chrześcijaństwa dziś // Chrześcijaństwo jutra. Materiały II Międzynarodowego Kongresu Teologii Fundamentalnej, Lublin, 18-21 września 2001, red. M. Rusecki, Lublin 2001.
10.  Urszula Walijewska. Wychowanie do życia w rodzinie dzisiaj // http://www.hli.org.pl/pl/wd/konferencja-w-trosce-o-rodzine/wyklady/walijewska. doc.
11. Ks. Marek Dziewiecki. Ponowoczesność i wychowanie // HTTP://WWW.RADOM.OPOKA.ORG.PL/DOL3.PHP?MENU=ARTYKULY&DOK=1042066109.
12. http://www.radiovaticana.org/rus/ Articolo. asp?c =263096.
13. http://www.mospat.ru/index.php?page=44067.

 

 

Адноўлена 12.11.2011 22:53
 
© 2003-2024 Catholic.by