Прамова кардынала Жана-Луі Тарана на ўрачыстым прыёме ў Мінску | Друк |
4 ліпеня 2013 г.
Ваше Высокопреосвященство Апостольский Нунций,
Ваши Превосходительства, Ваши Преосвященства,
дамы и господа,

Ваше Высокопреосвященство Апостольский Нунций, позвольте мне поблагодарить Вас за те слова (по-моему, несколько преувеличенные в том, что касается моей особы!), которыми Вы меня приветствовали.

Этот день моего первого визита в Беларусь начался с сердечного приёма, оказанного мне Президентом Республики Беларусь, за которым последовала братская беседа с Митрополитом Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. И я счастлив, что завершается он этой встречей с представителями дипломатического корпуса, а также с представителями государственной и религиозной власти.

Я храню живые и благодарные воспоминания о тех многих годах моей жизни, которые я провёл в дипломатии Святого Престола. В наши дни миссия дипломата заметно преобразилась: в такой же степени, насколько глубокие изменения претерпело международное право. Никогда прежде государственные мужи не имели в своём распоряжении таких совершенных договоров, позволяющих разрешать практически все споры без применения силы. Если на протяжении многих столетий дипломатия занималась вопросами войны и мира, то сегодня, с появлением понятия «человечность», она прежде всего проявляет заботу о человеческой личности и её правах. Теперь решающую роль играет уже не государство, озабоченное своими интересами, а человеческая личность, как в своём индивидуальном, так и в общественном измерении. Таким образом, появилось гуманитарное право, право и обязанность гуманитарного вмешательства, были созданы международные суды. Удельный вес страны больше не зависит лишь от её экономики или армии; его определяет также культура и религия.

Дипломатия Святого Престола положительно восприняла такую «гуманизацию» международного права. Она помнит о том, что фундаментальные принципы этого права были разработаны теологом и юристом Франсиско де Витория. С тех пор она часто находится на передовой всякий раз, когда самой природе человеческой личности угрожает опасность. Она призывает к абсолютному уважению её основных прав, к защите жизни, свободы совести и вероисповедания. Она без колебаний напоминает о том, что государство находится на службе гражданина, который является не столько подданным, сколько партнёром в мире, который, несомненно, должен быть более братским и солидарным.

В связи с этим, религии являются частью тех «глубинных сил», которые необходимо учитывать при «благоустройстве» жизни народов: межнациональные по своей сути, религии преодолевают границы, пробуждают солидарность и рождают отношения между культурами и обществами.

Дипломатия Святого Престола была стороной, заинтересованной в этой эволюции: она перешла от посредничества к диалогу культур, что было особенно заметно во время Понтификатов Льва XIII и Бенедикта XVI. Она приглашает своих партнёров, в особенности тех, кто действительно хочет поддерживать добрые отношения со Святым Престолом, к объединению стремлений доброй воли для того, чтобы найти надлежащие средства, позволяющие эффективно действовать во имя подлинного соблюдения прав человека, социальной справедливости, равенства между государствами и народами, разоружения и сотрудничества в рамках международных организаций, чему можно было бы привести не один пример.

Я несколько дольше задержался на этих юридических аспектах в связи с тем, что верю в право как в гарант свобод, а также потому, что я всегда считал дипломатический корпус школой и семьёй. Здесь учатся уважать различия и взаимообогащаться историческим опытом друг друга, проявляя при этом доброжелательность. Благодаря диалогу и знанию местных условий и людей дипломаты могут способствовать осознанию всей сложности современного мира и помочь избежать упрощённых решений.

Вот почему дипломатия Святого Престола всегда стремится понять ценности разных народов, уважать их историю и призывать к диалогу, ибо убеждена в том, что внимание к другому позволяет по-человечески находить позитивные решения, поскольку изоляция и устранение от общения никогда не способствуют миру.

Государства — это не некие абстрактные силы; их деятельность — не что иное, как сумма действий людей, всех нас, имеющих свободу выбирать среди множества возможных путей. Пусть же нам всегда удаётся избирать из них тот, который ведёт к братству. Как тому восточному мудрецу, который признался своим ученикам: «Я искал свою душу, но не нашёл её; я искал Бога, но не нашёл Его; я искал моего брата, и тогда я нашёл всё то, чего не мог найти прежде».

 
© 2003-2024 Catholic.by