Слова арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча на VIII Міжнароднай міжканфесійнай канферэнцыі «Хрысціянская антрапалогія перад выклікам сучаснасці» | Друк |

Минск, 17-19 ноября 2013 г.

Вызовы современной антропологии

1. Ваше Высокопреосвященство Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет! Досточтимые участники посвященной современным проблемам христианской антропологии в свете вызовов нашего времени межконфессиональной конференции!

В первую очередь позвольте поблагодарить Его Высокопреосвященство Митрополита Филарета и организационный комитет конференции за приглашение к ее непосредственной подготовке и участии в ней. Это еще один знак добрых и конструктивных отношений, которые существуют между Католической и Православной Церквами в Беларуси.

Начинающаяся конференция проходит в то время, когда глава Белорусской Православной Церкви Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет отмечает 35-летие своего архиерейского служения в нашем Отечестве. Еще раз сердечно поздравляю Вас, дорогой Юбиляр, с этой замечательной датой, за которой стоят великие дела по возрождению и укреплению Православной Церкви в Беларуси, а также налаживанию и развитию межконфессиональных и межрелигиозных отношений в нашей стране. Без Вашего непосредственного участия не было бы столь стремительного возрождения Православной Церкви в Беларуси с ее  структурами, развития конструктивных отношений с обществом, Католической Церковью и иными вероисповеданиями.

Спасибо Вам за это и пусть милостивый Бог благословит Вас на дальнейшее плодотворное служение Христовой Церкви нашему обществу.

2. Дорогие участники конференции!

Тема этого межконфессионального форума является особо актуальной в наше непростое и полное вызовов время. Несмотря на впечатляющий прогресс науки и технологии, интерес человека к самому себе не ослабевает, что и выражается в развитии антропологии. Это одно из наиболее трудных заданий, которое стоит перед человеком.

Парадоксально, но успешно познающий тайны мира человек все еще далеко не достаточно знает самого себя, хотя по своей природе он остается таким же, каким его сотворил Бог. Именно поэтому исходным пунктом христианской антропологии является факт сотворения человека по образу и подобию Божьему (ср. Быт 1, 26), а не по образу и подобию какой-то вещи или идола. Поэтому человек должен всегда помнить о Боге, как о своем Творце. Если он потеряет память о Боге, то потеряет свою сущность, опустошит себя и потеряет лицо Божьего творения, – как учит Папа Франциск (ср. http://www.vatican.va/holy_father/francesco/homilies/2013/ documents/papa-francesco_20130929_giornata-catechisti_it.html). Не зря также и блаженный Папа Иоанн Павел II призывает открыть двери Христу: «Не бойтесь! Отворите, распахните двери Иисусу! … Христос знает, что находится внутри человека. … Разрешите … Христу говорить с человеком» (МЗ, с. 26).

3. Бог, сотворив человека, даровал ему свободу. Она включает в себя ответственность за его поступки, которые должны отличаться нравственностью. Этика, которая занимается изучением нравственных проблем добра и зла, не может абстрагироваться от того факта, что добро и зло существуют в поступке и через него становятся уделом человека, – учит Иоанн Павел II (ср. Сочинения, I, с. 73).  Поэтому человек, как Божье творение, является одновременно даром и вызовом.

Из истории спасения известно, что вследствие первородного греха человеческая природа была искажена. Болезненным стал выбор добра, что требует исключительных усилий и настойчивости. В то же самое время выбор зла стал более естественным, хотя и нежелательным. О чем прекрасно говорит святой апостол Павел: «Ибо, как мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7, 14-19). То есть в жизни человека господствует правило: «Знаю, что такое хорошо, но творю зло».

Таким образом, вследствие первородного греха претерпело изменение отношения человека к самому себе до такой степени, что все чаще проявляется мнение о невозможности его влияния на изменение своей ситуации. Т.е. наступает капитуляция перед собственной слабостью, которая заменяется на оправдывающее свое поведение право, а слабость становится свойством человека. В результате чего склонности идентифицируются с поступком и требуют своего внешнего проявления, тем самым парализуя волю человека и свободу выбора добра.

4. Перед лицом таких вызовов христианская антропология стремится познать духовную болезнь человека, которую в контексте первородного греха мы называем искажением человеческой природы. Методология же познавательного процесса самого себя заключается в христианской добродетели, ибо христианство концентрируется  не на грехе, а на оздоровлении души человека. Не зря преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что «тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи» (ср. http://www.pagez.ru/items/019.php).

К сожалению, в современном мире грех становится оправданием человеческой слабости. Более того, современный человек потерял чувство греха, и сегодня очень часто утверждается, что он не в состоянии согрешить.

В то же самое время христианство подчеркивает присутствие в человеке нравственного закона, и поэтому стремящийся к восстановлению утраченного Божьего образа человек должен жить постоянным обращением, т.е. постоянным духовным совершенствованием.

5. При этом необходимо помнить, что каждый грех имеет вселенские последствия, т.е. что он проявляется не только в жизни индивидуума, его физическом и духовном состоянии, судьбе, но также влияет на все человечество. Т.е. индивидуальный грех имеет также и общественное измерение. Поэтому человек несет ответственность за происходящие в мире события, и посему их нельзя интерпретировать вне деятельности отдельного человека.

Путь к исцелению не находятся в равнодушном принятии греха, но в  духовной антропологической ретроспективе, т.е. в новом осознании и принятии факта, что человек сотворен по образу и подобию Божьему (ср. Быт 1, 26).

Необходимо также всегда помнить, что в христианстве склонность никогда не оправдывает поступок. Поступок же является результатом личного выбора, а не результатом тенденций. Наиболее тревожным проявлением современности является то, что человек оправдывает свои склонности к греху слабостью человеческой природы и стремлением к абсолютной свободе без ответственности и соблюдения нравственного закона. В то же самое время Церковь не устает называть вещи своими именами, уча, что грех никогда не станет добродетелью.
 
6. С точки зрения современной христианской антропологии должны быть совместные действия Церкви и человека, чтобы успокоить его душу и сбалансировать голос совести. Единственное, чего не может обмануть человек, – это нравственного закона.

Если человек хочет жить хорошо, он должен жить в соответствии с Божьим законом, который вписан в его природу и который должен присутствовать в нормах общественной морали. Поэтому современная антропология должна быть основанной на нравственности, а не только общественной и гуманитарной антропологией.

7. История человечества свидетельствует о том, что исключительно научный и технический прогресс, а также развитие культуры и общества в целом еще далеко не достаточны для решения насущных проблем современности. Кроме всего этого человеку необходимо вернуться к исходному принципу своего существования как сотворенного по образу и подобию Божьему (ср. Быт 1, 26), и посему в своей деятельности он не может его потерять.

Выражаю надежду, что начинающаяся конференция внесет свой вклад в дальнейшее развитие христианской антропологии и ее практического применения для ответа на вызовы нашего секулярного времени, чтобы человек оставался человеком и мир становился более человечным.

Призывая Божьего благословения всем участникам этого форума, благодарю за внимание.

Использованная литература и принятые сокращения:

1. Иоанн Павел II. Мысли о земном. Москва 1992 (МЗ).
2. Иоанн Павел II. Сочинения, I, Издательство Франицисканцев. Москва 2003 (Сочинения, I).
3. http://www.vatican.va/holy_father/francesco/homilies/2013/documents/papa-francesco_20130929_giornata-catechisti_it.html.
4. http://www.pagez.ru/items/019.php.

Адноўлена 17.11.2013 12:58
 
© 2003-2024 Catholic.by