Павел Левушкан. Будущее католических масс-медиа в цифровую эпоху |
25 жніўня r Мы живем в эпоху глобальных перемен в медиа-пространстве. Невероятно быстрое распространение новых технологических средств распространения информации изменяет саму структуру медиа-среды. Границы между профессиональными и новыми социальными СМИ стираются на глазах. Имущественный и географический цензы имеют значительно меньшее влияние на доступность каналов коммуникации. Сегодня можно издавать современный журнал в одной стране, при этом проживая в сельской местности в совершенно другом государстве. Что же ждет СМИ в самом ближайшем будущем и какова должна быть реакция католических издателей на эти в полном смысле слова тектонические перемены?
Технологии 1. Конвергенция оффлайновых СМИ и интернета Если ваша газета не распространяется в той или иной форме через интернет и не имеет дочернего мини-портала – у вас проблемы. Сегодня считается нормой часть содержания бумажного издания выкладывать на сайте, дополняя его сугубо интернетными форматами для увеличения ценности сайта. К примеру видео или аудио материалами, расширенными фоторепортажами и так далее. Иногда случается так что издание полностью уходит в интернет, как Сибирская католическая газета. Или распространяется через сеть в квази-бумажном формате, как журнал Инвиктори в PDF по email-подписке. 2. Мобильные платформы Уже сегодня смартфоны стали нормой. В России объем мобильного трафика превышает объем фиксированного. В ближайшие 2-3 года массовыми станут планшетные компьютеры. Их цена падает, а возможности операционной системы расширяются. Но все равно остаются ограничения, связанные с размером экрана. Потому издатель, который думает о будущем своего сайта, должен всерьез смотреть в сторону адаптивной верстки, или хотя бы поставить расширения, которые приспосабливают контент к особенностям экранов мобильных устройств. Это касается также и использования флеш-технологий в оформлении страницы и навигации (браузеры мобильных платформ в большинстве теперь уже не поддерживают флеш), и представление видео через HTML5, вместо флеш-плееров, и размеров навигационных элементов (важно, чтобы по ним легко было попасть пальцем на небольшом экране).
3. Потоковое видео Скоростной интернет и постепенное распространение 4G мобильного интернета приведут к тому, что вы можете обеспечить качественную трансляцию важных мероприятий прямо в сеть. Телевидение, интернет-порталы и социальные сети будут тесно интегрированы. Теперь можно транслировать прямые эфиры и одновременно вести диалог с людьми из социальных сетей. Можно проводить ток шоу, в которых будут участвовать люди через скайп, мейл.ру агент, или другие онлайн сервисы. Для телеканала может не найтись места в цифровом мультиплексе, но молодежная аудитория и офисные работники – это та аудитория, которая доступна именно в сети. Другой вопрос, что эта аудитория очень требовательна к интерактивности и динамике подачи информации. 4. Социальные источники трафика Говоря проще – сегодня проще привлечь посетителей из различных социальных сетей и сервисов, чем искать их посредством классической рекламы. Если вы хотите, чтобы вас читали, не тратьте деньги на рекламные баннеры и покупку рекламы в газетах. Лучше обратитесь в агентства, которые помогут вам выстроить качественную стратегию работы в социальных сетях и приведут посетителей оттуда. А также адаптируйте свои сайты, чтобы максимально облегчить посетителям трансляцию информации в социальные сети. Сравнивая март 2011 и 2012 comScore подсчитал, на сколько уникальных пользователей выросли социальные сети в Евро 5 (Франция, Германия, Италия, Испания и Великобритания). В марте этого года, с компьютера, социальные сети посетили 171 млн. человек, рост +8% в сравнении с мартом 2011. С мобильных устройств заходят ~70 млн. человек с ростом в 43% за год. Быстрее всех растет Twitter, удвоив свои показатели. 5. Мобильные приложения По новому прогнозу Informa Telecoms & Media в период с 2011 по 2016 год число мобильных телефонов на руках у пользователей увеличится на 23%. Аналитики также подсчитали, что объем потребляемого мобильного трафика вырастет с 3,89 триллиона мегабайт до 39,75 триллиона мегабайт. Есть ли ваша церковь в Foursquare или в AlterGeo? Добавлены ли вы в базе приложения Worship на айфонах и айпадах? А может быть конференции епископов целесообразно заказать и выпустить приложение для iOS и Android с информацией о вероучении церкви, календарем, литургией часов, молитвенником и списком приходов, привязанном к карте по GPS? Такие приложения есть на английском, испанском, немецком и итальянском языках, но нет на русском, украинском, беларусском.
Контент 1. Визуализация контента В последние пару лет это проявилось особенно отчетливо. Современному человеку эпохи твиттера и фейсбука проще увидеть, чем прочитать. Об этом свидетельствуют и психологические исследования потребления контента. Поэтому представление информации в видеоформате и в формате инфографики становится общим местом. Если вы пишете большой материал и там содержатся хоть какие-то цифры или таблицы – представьте их в виде красивой картинки или красочной диаграммы – и читателям будет проще дочитать до конца и не перейти на другой ресурс. Если ваша аудитория обладает скоростным доступом в интернет – не бойтесь выставлять некоторые материалы в формате видеоколонок, а новости за неделю суммировать в виде видеовыпуска. Для этого не нужно очень дорогого оборудования. Достаточно двух цифровых зеркальных фотоаппаратов начального уровня с функцией съемки видео, и пары осветительных приборов. Но эффект для посетителей вашего ресурса будет колоссальным 2. Объясняйте, а не информируйте Современный человек пресыщен информацией. Она уже буквально лезет из ушей. Где бы мы ни были, мы находим ссылки на информационные ресурсы. Если речь идет о католических изданий, то здесь также уже достаточно сугубо информационных сайтов. Ниша небольшая и она заполнена. Помогите людям не просто получить информацию, но понять ее. Не узнать что случилось (факт), а узнать ЧТО ВООБЩЕ ПРОИСХОДИТ (анализ). Дополняйте новости мнениями экспертов, выстраивайте редакционную политику в виде диалога экспертов или авторитетных авторов, представляющих различные точки зрения. Помогите людям понять, что на самом деле происходит в мире и в их церкви. 3. Нишевание, нишевание и еще раз нишевание Время больших порталов обо всем постепенно уходит. Запуск таких проектов и выход на большую аудиторию и сложен и слишком дорог финансово. Если вы посмотрите на новые светские медийные проекты – они все сосредоточены вокруг очень определенных и конкретных ниш. Если вы знаете досконально свою аудиторию, понимаете, что ее заботит и интересует – вам будет проще предложить ей нужные материалы и помочь разобраться в окружающем мире. Постарайтесь фокусироваться на конкретных нишах. 4. Сила бренда У человека нашей эпохи слишком много источников знаний. Поэтому для СМИ важно сформировать узнаваемый сильный бренд. Он может быть основан на истории-легенде, на авторитетности издателей, или попечительского совета, на звездном составе ключевых авторов, на создании мифа в социальных сетях. Не важно как, но важно, чтобы вас узнавали по имени. Только в этом случае вы получите лояльную аудиторию. 5. Пользовательский контент Дайте возможность людям высказывать свое мнение или предлагать материалы для публикации. Как это можно сделать? Вступайте в дискуссии в ваших группах и на ваших страницах в социальных сетях, отвечайте на реплаи в твиттере, приглашайте людей высказывать свое мнение в комментариях. Можно даже сделать несколько уровней комментариев с рейтингами лучших. Приглашайте авторов материалов участвовать в дискуссиях в комментариях для повышения их ценности. Пусть люди присылают свои статьи, которые вы будете публиковать в рубрике типа «Народного репортера». Устраивайте конкурсы видеороликов и фотографий. В общем максимально вовлекайте ваших читателей в процесс создания контента. Пусть читатели станут вашими соавторами. Общайтесь с ними, а не вещайте к безгласной аудитории. 6. Образовательный контент Люди становятся все более разборчивыми в потреблении информации. Сотая перепечатка всем надоевшей новости уже не привлекает. Люди хотят трех вещей: развлечения, понимания и образования. То есть им хочется, чтобы им сделали приятное, или объяснили что происходит в мире (об этом мы говорили выше), или же дали новые знания, которые они смогут применить в своей жизни. Поэтому не пренебрегайте лекциями (их видеозаписями или транскрипцией), круглыми столами, вебинарами, онлайн-курсами, электронными книгами и другими образовательными форматами на вашем сайте. Помогите людям повысить свою компетенцию и они отблагодарят вас лояльностью. 7. Аудитория Х5 и Х6 Эта градация христианских сайтов по уровню воцерковленности аудитории была разработана британской организацией Web Evangelism Day. Аудитория Х5 – нехристиане. Подразумевается, что посетители имеют ограниченное понятие о христианстве. Евангелие представлено в терминах, соответствующих целевой аудитории, с небольшой примесью жаргона. Практически не используют христианских графических материалов. Скорее всего, используют стратегию моста для привлечения посетителей и отождествления с их интересами, или обращаются к специфическим ощутимым потребностям. К сожалению, сегодня большинство католических проектов ориентированы на аудитории Х1-Х4. То есть на людей уже в той или иной степени воцерковленных или знающих о христианстве не понаслышке. Светская же аудитория практически не вовлечена в христианскую систему ценностей. В качеств эксперимента в октябре 2012 года при участии Литовско-Латвийской провинции Общества Иисуса мы открываем портал католической интеллигенции DEOlog.com. Этот сайт как раз ориентирован на аудиторию Х5. То есть круг образованных жителей мегаполисов, имеющих представления о христианстве, но слабо интересующихся христианскими ценностями и мало о них знающих. Цель – построить диалог верующих и невоцерковленных интеллектуалов, чтобы католические социальные, культурные и духовные принципы обогатили общества наших стран. Портал будет работать на русском и латышском языках, для аудитории в странах Балтии, Беларуси, Украины и России. Мы приглашаем всех участников конференции принять участие в этом уникальном проекте, чтобы вместе мы смогли вырваться из закрытой субкультуры, чтобы вести диалог со светским обществом о том, что составляет основу бытия каждого человека.
Итог В ближайшие 3-5 лет нас ждет переформатирование медийного пространства. Некоторые популярные виды дистрибуции контента станут нишевыми и будут предлагаться специализированной аудитории. Другие станут мейнстримом. Задача церковных СМИ почувствовать тренд и уже сегодня начать перестраивать работу редакций и медийную политику. У церкви нет столько финансовых и организационных ресурсов как у светских медиа-проектов. Поэтому важно быть креативным и максимально эффективно использовать те возможности, которые предлагает современный технический прогресс. И если вы уже делали попытки, но у вас не получалось – это не значит, что канал не работает. Это значит, что вы предлагали не то, что хотят читатели. Следует проанализировать ошибки, перестроить подачу информации и найти способ донести вечные ценности людям, живущим в гипердинамичном XXI веке. |
Адноўлена 19.09.2012 15:52 |