Гэта архіў старой версіі сайта. Новая версія знаходзіцца па адрасе catholic.by
Даклад арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча «Папа Францішак і новая евангелізацыя для перадачы веры» на навуковай канферэнцыі ў Казані |
Архиепископ Тадеуш Кондрусевич Митрополит Минско-Могилевский ПАПА ФРАНЦИСК И НОВАЯ ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВЕРЫ Доклад на конференции о вере. Казань 23-25 августа 2013 г. 1. Ваше Преосвященство епископ Клеменс Пиккель — Ординарий епархии св. Климента в Саратове, глубокоуважаемые братья в священстве, монашествующие, братья сёстры! От всего сердца приветствую всех вас и благодарю Владыку Клеменса за приглашение принять участие в посвященной проблеме веры конференции, которая проходит в Казани по случаю пятилетия освящения католического храма в честь Воздвижения Святого Креста. Я очень рад тому, что могу принять участие в этих торжествах. Вспоминаю те годы, когда я был Апостольским администратором для католиков латинского обряда Европейской части России и также навещал Казань. Помню времена, когда зарегистрированная католическая община молилась на квартире, потом проводила богослужения в маленькой часовне «Страстей Господних» на Арском кладбище. Мал золотник, да дорог, — говорит пословица. И как мы все тогда радовались тому, что есть хоть маленькая, но все-таки часовня. Освященный в 1858 г. исторический храм «Воздвижения Креста Господня» в Казани счастливо пережил десятилетия гонений. Однако в нем находилась и дальше находится аэродинамическая труба Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. Как инженер, я хорошо знаю, какой это сложный и необходимый для развития авиапромышленности аппарат, которым знаменит г. Казань. Я хорошо помню кафедру гидравлических машин и средств автоматики Ленинградского политехнического института, где находилась гидродинамическая труба, для испытания новых моделей гидротурбин. Всем было понятно, что нелегко будет решить вопрос о передаче храма католической общине в Казани. И посему в последствии было найдено приемлемое для всех сторон решение — с помощью государства построить новый храм. Что и было сделано. И сегодня мы отмечаем пятую годовщину его освящения Деканом коллегии кардиналов Анджело Содано. Интересно, что освящение нового храма Воздвижения Святого Креста в Казани состоялось ровно через 150 лет после освящения первого казанского католического храма. 2. Храм — это, прежде всего, место встречи человека с Богом для рождения и укрепления веры. На современном этапе развития Католической Церкви главной её задачей является новая евангелизация, т.е. поиск новых методов и путей провозглашения вечно молодого и живого Евангелия. Синод епископов по новой евангелизации для передачи веры, который проходил в Ватикане в октябре прошлого года, четко подчеркнул, что новая евангелизация должна вести к встрече человека с Христом, с чего рождается вера. Открывая 11 октября 2012 г. Год веры Святой Отец Бенедикт XVI подчеркнул, что современный мир переживает острый кризис веры и находится в духовной пустыни. Его необходимо вывести из нее. Современному человеку надо наново показать красоту веры и сделать все возможное, чтобы она опять возгорелась мощным пламенем, которое загасло. Термин «новая евангелизация» ввел еще блаженный Папа Иоанн Павел II, который пророческим взглядом видел проблемы, которые несет секуляризм и моральный релятивизм. Он подчеркивал, что крещенные многие века тому назад народы нуждаются в новом возвещении Евангелия в соответствии с вызовами времени. Его мысль развил дальше Папа Ратцингер. Как великий мыслитель, он своим учением показал миру острую необходимость новой евангелизации, ибо решаются судьбы христианства. Сегодня все более и более становится актуальным Шекспировский вопрос: «To be or not to be» – «Быть или не быть» христианству. Очевидно, что сегодня не достаточно только крестить обратившихся, но необходимо обращать крещеных. Посмотрим, чем живет современный мир, каковы его интересы, во что он верит и к чему стремится? В сознании современного человека доминирует стремление к власти, обладании и удовольствиям. Вера и духовность все больше и больше выхолащиваются из жизни современного человека. Стремление к абсолютной свободе ведет к нравственному релятивизму, когда отрицается понятие абсолютной правды и утверждается, что все относительно. Сторонники идеи абсолютной свободы утверждают, что Божий закон ограничивает свободу человека. Они забывают о том, что он дан для добра человека, также как и дорожные знаки, о которых ведь не говорят, что они ограничивают свободу водителя, который прекрасно знает, что если нарушит правила дорожного движения, то случится катастрофа. Тот же самый принцип действует и в духовной области. Мы являемся свидетелями огромного количества катастроф, которые произошли из-за несоблюдения Божиего закона. Теперь только и говорят о экономическом кризисе. Но на самом деле он является результатом духовного кризиса и несоблюдения принципов социальной несправедливости. А откуда взялся демографический кризис? Это следствие растущего количества абортов, эвтаназии и, как следствие, стремления к сугубо эгоистическим удовольствиям и неприятия духа жертвенности, нежелания иметь детей и их воспитывать. Растущий очень большими темпами кризис семьи грозит подорвать устои общества. Ведь семья – это основная клетка каждого общества. А какой она сегодня является? Традиционная, установленная Богом модель семьи исчезает. Все больше разведенных семей и семей с одним родителем, а для нормального воспитания ребенка необходимы мама и папа. Гомосексуальые союзы, которые все чаще легализуются, являются ни чем иным как публичным разрешением греха содомы. Обожествляемая современной молодежью свободная любовь и несоответствующая Божиему закону сексуальная жизнь также ведет к разрушению семьи, проявлению эгоизма и деформации Божиего дара сексуальности. К традиционной алкогольной зависимости быстрыми темпами добавляется наркозависимость. Если к этому добавим растущие проявления терроризма, межрелигиозные и межэтнические конфликты и многие другие проблемы современного мира, то отчетливо видно, в каком духовном кризисе он находится. 3. Церковь не остается равнодушной к этим проблемам и старается на их ответить. Мы как бы находимся на перроне вокзала, от которого вот-вот отойдет поезд. Нам необходимо быть в нем, ибо, в противном случае он отъедет без Евангелия, а там находятся люди, за духовную жизнь которых мы несем ответственность. Начавшийся полвека тому назад II Ватиканский Собор призвал к необходимости читать знаки времени и на их отвечать. Свидетельством чему являются соборные документы, в которых выражена забота о человеке и его духовной жизни. Свидетельством является и послесоборное учение и особенно развитие социального учения Католической Церкви. Свидетельством также является учение Пап Павла VI, Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и нынешнего Понтифика Франциска. Одними из первых слов нового понтификата были сказанные Папой Франциском слова во время св. Мессы с кардиналами на следующий день после конклава: идти, созидать и исповедовать. Именно они определяют стиль нового понтификата в области новой евангелизации, придают ей новый стиль и стимул. Всем известно, что движение — это жизнь. И Папа приглашает нас не сидеть сложа руки, а идти, идти к людям. Во время последнего уже XXVIII Дня молодежи в Рио-де-Жанейро Папа Франциск призвал молодежь и всю Церковь выйти на улицу и проповедовать Евангелие. Мы помним времена гонений, когда Церковь была ограничена в своей деятельности к ризнице, как мы тогда говорили. Она не могла выйти за стены храма. Вторым элементом является созидание, именно созидание Церкви. Папа подчеркивает, то речь идет о живых камнях, которыми являются человеческие души. Нам необходимо созидать живую Церковь как таинство всеобщего спасения. Третьим элементом является исповедание Иисуса Христа, ибо если мы не молимся Богу, то молимся сатане. Как христиане мы должны знать, кому молимся, кого почитаем, кому доверяем. Т.е. как христиане мы должны поставить Христа в центр нашей жизни. Сегодня другие времена, но Церковь еще не до конца вышла за стены храмов. В новых условиях свободы вероисповедания необходимо отказаться от привычки сидеть в ризнице и ждать, когда к нам кто-то придет. И это необходимо сделать сегодня, ибо завтра может быть будет поздно, поезд жизни уйдет, и мы будем только взглядом провожать его удаляющиеся огоньки. Необходимо созидать живую Церковь. Церковь – это не общественная организация, а живой божественно-человеческий организм и поэтому он постоянно должен обновляться. Люди должны видет в Церкви знак надежды и она действительно должна стать таинством всеобщего спасения. Наконец, нам необходимо исповедовать веру в Иисуса Хориста как нашего Спасителя. Веру в кого мы сегодня исповедуем? Как часто мы сегодня больше доверяем сектам нежели Церкви? Достаточно вспомнить так называемые пророчества о конце света 21 декабря 2013 г.! В стремлении внести новый импульс в процесс новой евангелизации Папа Франциск использует очень простой и всем доступный стиль проповеди, который пользуется огромной популярностью. Никогда прежде общие папские аудиенции не собирали такого большого количества людей, как это есть теперь. Простая, не абстрактная речь, примеры из жизни, человеческая простота и смирение, а также особое внимание к решению социальных проблем и помощи бедным, снискали ему огромную популярность и говорят сами за себя. Причем говорят очень убедительно. Папа Франциск утверждает, что для новой евангелизации необходимо позволить Святому Духу нас вести. Передача христианской веры — это цель новой евангелизации и всей евангелизационной деятельности Церкви, которая как раз для этого и существует. Термин «новая евангелизация» отражает убежденность, что и в странах древней христианской традиции необходимо вновь возвещать Евангелие, чтобы встреча с Иисусом Христом могла по-настоящему преобразить жизнь человека, освобождая её от поверхностности и рутины. Поэтому Папа Франциск призывает всю церковную общину стать евангелизаторской и не бояться выйти за пределы самих себя, чтобы благовествовать, всегда уповая на милосердное присутствие направляющего нас Бога. Папа также говорит, что современные достижения техники в области евангелизации, безусловно, очень важны, но даже самые совершенные из них не могут заменить эффективного деяния Святого Духа. Потому мы должны позволить ему вести нас, даже когда Он приводит к новым путям. Нужно позволить Ему преобразить нас, чтобы наше благовествование состояло из слов, которым всегда сопутствует скромность жизни, молитвенный дух, любовь ко всем, прежде всего к малым и бедным, смирение, самоотречение и святость жизни. Только тогда оно будет по-настоящему плодотворным. Всем этим Папа Франциск вдохнул новое веяние в жизнь Церкви и приблизил ее к людям. 4. В этот процесс прекрасно влилась его первая энциклика «Lumen fidei» – «Свет веры», которая весьма полезна тем, кто ищет Бога и смысл жизни. Она помогает современному человеку вернуться к сути веры и углубить ее, чтобы противостоять текущим проблемам. Уже само название энциклики «Свет веры» говорит о ее исключительном значении. Свет светит во тьме и тьма не может противостоять ему. Это подобно восходу солнца. Нет силы, которая могла бы его остановить или закрыть солнечный свет. Даже в очень пасмурную погоду мы знаем, что завершилась ночь и наступил день. День веры подарил нам Бог и встреча с Христом, этим никогда не заходящим солнцем, ведет к вере. Свет пробивается наружу и нет силы, которая могла бы помешать этому. В Евангелии от Иоанна, Христос говорит о себе: «Я пришел, как свет миру, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин 12, 46). Святой апостол Павел использует тот же образ: «Бог, который сказал: «Пусть свет из тьмы воссияет», засветил в наших сердцах» (2 Кор 4, 6). В языческом мире существовал культ бога солнца, которое всходит каждый день. Однако оно не могло осветить все человеческое существование. В то же самое время свет Христовый его освящает и дарует новую жизнь. Всем известно, что для осуществления процесса вегетации необходим солнечный свет. На севере весна и лето очень короткое. Тем не менее, процесс вегетации проходит очень быстро из-за того, что световой день очень долгий. Поэтому Папа Франциск говорит, что те, кто верят, видят свет, который освещает их путь. Этот свет исходит от воскресшего Христа, утренняя звезда, которая никогда не заходит (ср. LF 1). Святой Отец подчеркивает, что в современном мире существует острая необходимость понять то, что вера есть светом, ибо, если пламя веры замирает, все другие огни начинают тускнеть. Свет веры является уникальным и ни с чем не сравнимым. Благодаря тому, что ее свет исходит от Бога, она способна освещать все аспекты человеческого существования (ср. LF 4). Призванный Богом укреплять братьев в вере, Папа Франциск в энциклике «Lumen fidei» представляет веру как свет на человеческом пути (ср. LF 7), чтобы человек мог различить добро от зла и не заблудился на своем жизненном пути (ср. LF 3). Отсюда возникает острая необходимость в новой евангелизации, чтобы современному человеку восстановить свет веры, который возникает от встречи с живым Богом (ср. LF 4). Таким образом, Папа Берголио, с выбором которого на престол святого апостола Петра началась писаться новая страница в истории Католической Церкви и христианства, вносит новое веяние в процесс новой евангелизации с целью передачи веры, чтобы вывести человечество из духовной пустыни и позволить ему жить верой, которая дает надежду и ведет к вечной жизни. Спасибо за внимание. Использованная литература и принятые сокращения: 1. Франциск. Энциклика «Lumen fidei» (LF). 2. http://www.vatican.va/holy_father/benedict_xvi/homilies/2012/documents/hf_ben-xvi_hom_20121011_anno-fede_pl.html. 3. http://ru.radiovaticana.va/news/2013/06/14. 4. http://www.vatican.va/holy_father/francesco/homilies/2013/documents/papa-francesco_20130727_gmg-omelia-rio-clero_pl.html. |
Адноўлена 26.08.2013 21:06 |
Пры выкарыстанні матэрыялаў сайта спасылка на Catholic.By абавязкова.