Фота Аўдыё Відэа  
be  ru  pl  en  de info@catholic.by
Гэта архіў старой версіі сайта. Новая версія знаходзіцца па адрасе catholic.by
Даклад кс. прэлата Андрэя Стэцкевіча на канферэнцыі «Хрысціянская антрапалогія перад выклікам сучаснасці»

Вызовы современной биоэтики - христианский аспект

Достоинство человека

Блаженный Иоанн Павел II в своей энциклике Cristifideles laici писал, что признание личного достоинства каждого человека, обязывает уважать, защищать и поддерживать ее естественные права, происходящие от Бога, из которых первое и основное – это право на жизнь. "Таким образом, любое насилие в отношении личного достоинства человека является оскорбление Творца. [...]Церковь никогда не капитулировала перед лицом всякого рода насилия, постоянно причиняемому праву на жизнь, которым обладает каждый человек, допускаемому как отдельными лицами, так и самой властью. Право это принадлежит человеку на всех этапах его развития, от зачатия до естественной смерти, и при любых условиях, а значит независимо от того, здоров или болен, полностью функционирует или обладает ограниченными функциональными возможностями, богатый или бедный. II Ватиканский Собор говорит ясно и открыто: «все, что выступает против самой жизни, как например любой вид убийства, геноцид, аборт, эвтаназия или добровольное самоубийство, все что нарушает целостность человеческой личности, как членовредительство, пытки телесные и духовные, попытки психического насилия, все, что оскорбляет человеческое достоинство, как бесчеловечные условия жизни, показательные аресты, депортация, рабство, проституция, торговля женщинами и детьми, а также бесчеловечные условия труда, когда к работникам относятся как к инструментам для получения прибыли, а не как к свободным и ответственным личностям: все эти и тому подобные дела и практики являются чем-то постыдным; и, отравляя человеческую цивилизацию, оскорбляют больше тех, кто это допускает, чем тех, кому причиняется страдание, и наиболее противоречат надлежащему почитанию Творца".

Обесценивание человеческого достоинства и отказ от моральных ценностей ослабляет чувствительность к Богу и человеку, вызывает конфликт совести и неизбежно приводит к напряженности и кризисам в личной, общественной и семейной жизни. Воскресший Христос нуждается в апостолах, людях, которые ставят на первое место Господа, которые будут осознавать в жизни своей и других уважение достоинства каждого человека, самое ценное благо человека.

Проблемы современной биоэтики

В области биоэтики, в вопросах, связанных с жизнью человека, исследователей и ученых должны характеризовать честность и благоразумие, которые необходимы при разрешении самых фундаментальных вопросов. Эта честность и благоразумие строятся на нравственной чувствительности и знаниях. С другой стороны, знание имеет не только религиозный характер, но в отправной точке основывается на достижениях науки. Таким образом, учение Церкви уже давно однозначно. В декларации Конгрегации Доктрины Веры Quaestio de abortu procurato, а затем и в энциклике Evangelium vitae есть напоминание: «Как только яйцеклетка оплодотворяется, начинается жизнь, которая больше не принадлежит ни отцу, ни матери, а новому, зарожденному, живому человеку, который развивается сам для себя. И никогда не станет человеческой (жизнью), если уже тогда ею не была. Современная генетика очень четко подтверждает все то, что всегда было очевидным. (...) Она показала именно то, что живое существо с самого первого момента имеет постоянную структуру, так называемую генетическую информацию (...). С момента зачатия начинается чудесная перспектива жизни каждого человека, у которого развитие всех его больших способностей требует времени, чтобы правильно организоваться и подготовиться к действию ".

Конечно, в последнее время усиливаются тенденции крайне противоположного мнения о начале человеческой жизни. Многие ученые считают, что человеческая жизнь начинается с определенного момента его развития. Однако биологические науки показывают, что весь процесс развития человека происходит непрестанно и в непрерывном режиме. Невозможно также определить период более важный, чем другие. Каждый момент в этом развитии включает в себя предыдущий, текущий и является ключевым условием для следующего. Единственным в своем роде событием является именно зачатие человека. Все последующие моменты его жизни являются следствием этого, самого первого, самого важного. Наконец, любые сомнения относительно человеческой жизни следует разрешать в пользу жизни и решительно противостоять действиям, угрожающим человеку. Иоанн Павел II формулирует это норму однозначно: "даже самой вероятности существования личности было бы достаточно для того, чтобы оправдать абсолютно четкий и недвусмысленный запрет любого вмешательства, направленного на убийство человеческого эмбриона".

Моральная оценка манипуляций с человеческими эмбрионами

Для верующего человека фундаментальный принцип поведения по отношению к жизни происходит из безапелляционного наказа Божьего, выраженного в пятой заповеди Декалога: «Не убий». Это является основой для обоснования той истины, что "человеческая жизнь исходит от Бога и с самого начала основывается на действии Бога-Творца".  Жизнь эта принадлежит исключительно Богу и реализуется в самой важной заповеди любви к Богу и ближнему. Кто убивает человеческую жизнь, выступает прямо против Бога и Его заповедей. Иоанн Павел II настойчиво подчеркнул, что "непосредственное прерывание беременности, то есть задуманное как цель или средство, всегда представляет собой серьезный моральный хаос, так как является преднамеренным убийством невинного человеческого существа". "Моральная оценка прерывания беременности касается также новым формам манипуляций с человеческими эмбрионами, которые, хотя и по своей природе нацелены сами по себе на благо, ведут неизбежно к уничтожению эмбрионов". Речь идет прежде всего здесь об экспериментах с человеческими эмбрионами, использовании их как «биологического материала», источника органов или тканей для трансплантации при лечении некоторых заболеваний. Это включает в себя и методы перинатальной диагностики, если они продиктованы евгеническими целями.

В этической и правовой дискуссии проблему сводят к вопросу, следует ли зачатого ребенка рассматривать в категориях субъектных (кем-то), как и любого другого человека, который имеет свои права, или предметно (является чем-то), то есть исключительно как ценная вещь, о которой следует заботиться только в определенных пределах. Если мы примем последний подход, то  в случае выбора между интересами матери (например ее физическое или психическое здоровье) и сохранением беременности - всегда будет доминировать потребность женщины. Если рассматривать плод как объект - тогда его интересы, в том числе право на рождение, не могут быть в подобных ситуациях отрицаемы.

Евгеника – оказание сострадания

Крайне противоположную позицию в отношении биологической инженерии  занимают ученые, взгляды которых связаны с определенным утилитаризмом, в котором, спеша на помощь человеку, теряют уважение к зачатой  и существующей жизни.

Подход к людям с физическими или умственными ограничениями или с просто низким качеством жизни пробуждает эмоции и сострадание. Выражается мнение и убеждения, что было бы лучше для человека с ограниченными возможностями, если бы он вообще не родился. Аргументируют, что жизнь людей с ограниченными возможностями  - это постоянные страдания, а после смерти родителей они будут лишены опеки. Иногда даже люди, которые называют себя верующими, не в состоянии понять, что эти люди  - те, кто вносит в жизнь общества много хорошего. В связи с тем, что они являются человеческими личностями, следует их принимать и уважать. Мерой их принятия не могут быть их достижения профессиональные, спортивные или общественные. Есть много свидетельств людей, имеющих дело с людьми с ограниченными возможностями, в том числе опыт их близких, о безусловной любви, которую излучают люди с ограниченными возможностями. Это позволяет ощутить большую эмпатию и опыт особенно глубокой личностной связи. Люди с ограниченными возможностями могут свидетельствовать о присутствии Христа в другом человеке и значимости человеческого существования. Безразличие с нашей стороны к их положению, лишение их соответствующих программ ухода и личной поддержки отягощает совесть каждого из нас.

Евгеника свободного рынка

Следует производить массу людей, чтобы можно среди них было выбирать – как родители, заказывающие потомство, такое и получают. А остальных в мусор. Такие взгляды в интервью прессе предлагает оксфордский биоэтик Джулиан Савулеску. Сегодня возможно спроектировать многие желаемые черты будущего ребенка, но все же еще не все. Мы не можем пока выбрать цвет глаз или повлиять на такие сложные атрибуты, как разновидность интеллекта, но это только вопрос времени. Через пять - десять лет мы сможем идентифицировать все гены эмбриона и выбрать те, которые мы хотим для наших детей. Проблема в том, что за многие заболевания или сложные черты, такие, как интеллект, отвечает комбинация многих генов. Таким образом, препятствием в проектировании детей будет количество доступных эмбрионов - мы не будем иметь возможность выбрать ряд желательных особенностей, потому что у нас не будет достаточно материала, из которого можно выбрать, - говорит специалист по этике, который также утверждает, что проектирование детей является моральный обязанностью родителей.

Эта ситуация требует использования предимплантационной диагностики, которая основывается на обнаружении генетических изменений в зародыше, полученном в пробирке (ЭКО). Это является основой для селекции людей в зачаточном периоде. Когда замечены или просто есть подозрения генетических изменений, это становится основанием для принятия решения об уничтожении жизни ребенка. Такой ребенок трактуется как нежеланный, именно из-за генетических нарушений. Часто дети бывают отвержены именно на этом этапе своего развития, из-за нежелательного для родителей пола. Тревожные примеры евгенических абортов существуют сегодня в Китае и Индии. В США, начиная с середины восьмидесятых годов, перинатальная селекция пола будущего ребенка стала легко доступной. Ряд клиник предлагает перинатальную диагностику исключительно для определения пола плода (до 18 недель беременности). В Китае и Индии дородовой отбор имеет культурные основания, где мужское потомство является одним из видов инвестиций,  также в результате демографической программы, аборты по признаку пола стали чрезвычайно популярны. Результатом стал возникший дисбаланс в рождении мальчиков и девочек.

Можно привести много причин, почему ничем  не ограниченная "евгеника свободного рынка" нежелательна. Прежде всего, евгеника из концлагерей до сих пор несёт ужас. Дальнейшие возможности отбора и селекции (путем устранения или убийства) с целью создания "наилучших" среди многих эмбрионов полностью изменили бы отношения между поколениями, между родителями и их детьми. В этой ситуации дети уже не дар, ожидаемый радостный сюрприз, они не могут быть единственными и неповторимыми. Они в лучшем случае становятся более или менее успешной реализацией проекта, результатом, достигнутым путем селекции с предварительно запрограммированными чертами. Дети, как результат выбора родителей, могут иметь проблемы с самоидентификацией  и проблему ощущения себя собственностью родителей. Потому что родители делают выбор в соответствии со своими собственными ожиданиями, экономическими факторами, несбыточными мечтами и существующей модой. Таким образом и появляется «евгеника свободного рынка" или "потребительская евгеника". Она сочетает в себе предсказуемость метода экстракорпорального оплодотворения  (ЭКО) и селекцию эмбрионов, с произвольной реализацией проекта. Факт все более частого предложения предимплантационной диагностики в ряде центров вспомогательной репродукции указывает на смещение акцентов в коммерческих учреждениях с помощи парам в рождении ребенка  на помощь  в рождении ребенка «свободного от» по меньшей мере, некоторых рецессивных мутаций.

Аборт является актом позиции, выражающейся в заявлении: «Я не хочу иметь ребенка». Выражение другой позиции заключается в использовании в метода ЭКО как способа зачатия. На этот раз заявляется: «Я хочу иметь ребенка». Ценой может быть призвание к жизни ребенка чужими людьми в условиях лаборатории. В результате происходит убийство или заморозка братьев и сестер на самых ранних стадиях существования. Родительство (материнство и отцовство) понимается как право принимать решения о своем ребенке, как право на объективизацию своей собственности. Особенно опасным является формулировка права на аборт из-за пороков развития ребенка. Этот ребенок имеет абсолютное право родиться, имеет право любить и быть любимым. Добиваться права на аборт — это выражение крайне недостойного поведения, даже если его причиной является страх или ложного чувства ответственности за ребенка, выраженное в словах: "я не вынесу этого бремени".

Заключение

Трудно не увидеть опасности, угрожающей жизни человека в перинатальном этапе его развития: "опасения вызывает чрезвычайное увеличение и серьезность угрозы для жизни людей и народов, особенно жизни слабых и беззащитных" . Жизнь каждого человека является фундаментальной ценностью и величайшим благом. Поэтому оно должно быть абсолютно защищено, независимо от стадии развития и качества жизни человека. Отвержение этого постулата приводит к отсутствию уважения и защиты нерожденных детей, неизлечимо больных и пожилых людей. Также искажается реальность, когда релятивизируется  ценность жизни, она ставится в зависимость от факта рождении или возможности человека принимать решения о себе и своей жизни. В реальности жизнь или есть, или ее нет. Ценность жизни не нуждается в доказательствах, но необходимо пробуждать чувствительность к ней у себя и у других людей, особенно занимающихся биотехнологией.

Многие христиане сталкиваются с драматическим решением относительно лишения жизни нерожденных детей. Следует четко повторить: нельзя совершать зло для достижения добра в методах ЭКО и евгеническом выборе. Никто не может оправдать действия, которые приводят к угрозе человеческой жизни или напрямую к убийству, даже на ранних стадиях человеческой жизни. Не существует в этой сфере никаких возвышенных целей. Родители, которые плохо реализуют желание иметь детей, согласившись «пожертвовать» для этой цели еще несколькими жизнями, обременяют свою совесть виной за их смерть. Речь идет о так называемых «лишних» детях, "дефективных", которые были удалены, так как после имплантации в матку их развивалось «слишком много».

Следует осудить все практики, направленные против человеческой жизни, выражая принятие и защиту всех зачатых жизней. В более широком социальном и политическом измерении, следует позаботиться об  отсутствии дискриминации семей и просемейной политике, установлении особой опеки по отношению ко многодетным семьям. Практическим выражением этого отношения являются: повышение чувствительности человеческой совести на право каждого человеческого существа жить, независимо от качества его жизни, помощь беременным женщинам, оказавшимся в трудной ситуации, особенно тем, которых принуждают к совершению аборта, создание окон жизни, духовное принятие будущего ребенка, молитва за развитие культуры жизни в современном мире.  Безразличие к судьбе детей, находящихся в опасности, не является позицией, присущей христианину, так как оставляет беззащитных в руках тех, кто у кого совесть не чувствительна к их праву на жизнь. Позиция однозначного уважения и защиты жизни каждого человека, в том числе больного и слабого, по-христиански свидетельствует о любви к жизни, любви к ближнему и, прежде всего, любви к Богу, дающему и любящему жизнь.

Адноўлена 18.11.2013 16:46
 

Пры выкарыстанні матэрыялаў сайта спасылка на Catholic.By абавязкова.

Выступленні

01.07 13:08Акт прысвячэння Беззаганнаму Сэрцу Марыі з нагоды 100-годдзя Яе аб’яўленняў у Фаціме
15.05 15:02Даклад арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча на сімпозіуме да 100-годдзя фацімскіх аб’яўленняў
05.05 15:04Паведамленне біскупа Пінскага Антонія Дзям’янкі з нагоды ўрачыстасці св. Андрэя Баболі, апекуна Пінскай дыяцэзіі
02.05 12:53Даклад Мітрапаліта Тадэвуша Кандрусевіча на тэму «Узаемадзеянне Касцёла і дзяржавы ў наш час»
13.04 13:51Прамова Апостальскага Нунцыя арцыбіскупа Габара Пінтэра падчас пастырскай сустрэчы ў Вялікі чацвер
30.01 12:53Прамова Апостальскага Нунцыя ў Беларусі арцыбіскупа Габара Пінтэра падчас урачыстасці св. Яна Боско ў Мінску
21.01 19:01Прамова Мітрапаліта Кандрусевіча падчас набажэнства ў межах Тыдня малітваў за адзінства хрысціянаў
23.12 16:38Пастырскае пасланне арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча на Божае Нараджэнне 2016
23.12 11:36Адкрыты ліст Мітрапаліта Кандрусевіча міністру аховы здароўя РБ Васілю Жарко
18.12 16:24Прамова Апостальскага Нунцыя арцыбіскупа Габара Пінтэра падчас адвэнтавага чування моладзі ў Мінску