Інстытут тэалогіі імя святых Мятода і Кірыла Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта, 22 мая 2014 г.
Христианский фундамент Европы
1. Ваше Преосвященство, первый проректор института епископ Бобруйский и Быховский Серафим, братья во священстве, представители государственной власти, участники Юбилейных ХХ Кирилло-Мефодиевских чтений.
Сердечно благодарю организационный комитет за приглашение принять участие в этом традиционном, а теперь и Юбилейном форуме. Кирилло-Мефодиевские чтения широко известны не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Они являются одним из знаков начатого Митрополитом Филаретом и продолжаемого его преемником Митрополитом Павлом процесса возрождения и развития Православной Церкви в Беларуси, а также отношений Церкви с обществом и конструктивного диалога между различными вероисповеданиями. Эти чтения прекрасно вписываются в происходящие в мире и Европе процессы, особенно имея в виду того, что, будучи частью Европейского континента, Беларусь является мостом между Западом и Востоком, местом мирного сосуществования и соработничества различных вероисповеданий и культур.
2. Современная Европа характеризуется не только национальным, но и религиозным многообразием, поэтому сегодня наш континент трудно назвать христианским. Однако именно в Европе на примере христианства сформировалась модель современного общества. Это общее достояние стало отправным пунктом европейской цивилизации и интеграции.
В истории Европы всегда существовала идея создания общего политико-экономического пространства. Вспомним Римскую империю. Вокруг Средиземного моря римляне сумели создать империю со своими правом, обычаями, хозяйством, стилем жизни. Римская империя стала синонимом порядка, мира и прогресса цивилизации. Такая позитивная визия общественного строя была воспринята христианством, которое внесло в него дух Евангелия, тем самым способствуя созиданию новой исторической эпохи.
После падения Римской империи Европа пережила несколько попыток ее возрождения уже в ином виде. Во времена императора Юстиниана это пыталась сделать Византия. Потом при поддержке Церкви на Западе Европы удалось создать империю Карла Великого. Фундаментом этого единства была французско-немецкое сотрудничество. В этом смысле Карла Великого можно назвать предшественником Евросоюза.
При этом необходимо помнить и о том, что эта империя, будучи попыткой реализации идеи Божьего Града (Сivitas Dei), также должна была укреплять христианство и способствовать развитию христианской идентичности Европы.
Однако со временем, особенно в эпоху Возрождения, когда все больше начал проявляться светский характер культуры и её антропоцентризм, то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности, эти идеи начали утрачивать свое значение. В результате появились направленные против идеалов «христианской республики» тенденции, что также привело к открытию ящика Пандоры со всевозможного рода национализмами. Наполеон Бонапарт стремился к господству французов в Европе. Позже объединенная Германия стремилась к европейской гегемонии и упорядочению Европы в соответствии с идеями национал-социализма. Идеологи коммунизма мечтали не только о европейском, но и о мировом господстве.
История показала несостоятельность таких намерений, которые также стали причиной многочисленных трагедий.
3. После Второй мировой войны на Западе начала возрождаться основанная на принципах христианства идея общего европейского дома.
К сожалению, со временем Евросоюз начал опять отходить от христианских принципов, так что сегодня он уже все чаще называется постхристианским. В результате чего объединенная Европа сталкивается с одной из самых серьезных угроз, которым является воинствующий секуляризм, стремящийся отказаться от христианских корней нашего континента.
В то же самое время кризисы, которые потрясают Европу и мир, свидетельствуют о том, что сами глобализационные процессы, опирающиеся лишь на развитие экономики и политики, без духовных основ не способны удовлетворить чаяний европейцев.
4. В очередной раз мы убеждаемся, что без Бога не до порога. Сегодня, как никогда прежде, очевидно, что Европа нуждается в христианской душе. Христианство – это не идеология, не некая философская система, а встреча с живым Христом, единственным Спасителем мира вчера, сегодня и во все времена. В христианской душе нуждается не только Евросоюз, но также и весь мир и наша страна, ибо идеи воинствующего секуляризма представляют собой большую угрозу дальнейшему развитию нашей цивилизации. Христианство сыграло огромную роль в формировании европейской цивилизации и также в становлении белоруской культуры, и сегодня мы должны вернуться к своим корням и на них созидать будущее.
Выражаю надежду, что ХХ юбилейные Кирилловско-Мефодиевские чтения внесут свою лепту в укрепление христианских ценностей в Беларуси, Европе и мире.
Участникам чтений желаю успехов в работе и на всех их призываю Божье благословение.
Спасибо за внимание.
|