Навасібірск, 5-7 чэрвеня 2015 г.
Пастырский аспект Евхаристии
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, братья во священстве, монашествующие, братья и сестры!
1. Прежде всего разрешите выразить искреннюю благодарность ординарию Преображенской епархии в Новосибирске епископу Иосифу Верту за его любезное приглашение на Всероссийский Евхаристический конгресс «Я есмь Хлеб Жизни»1.
Хотя с того дня, когда Папа Бенедикт XVI перевел меня из России в Беларусь, прошло уже более семи лет, я – тем не менее – всегда молюсь о Католической Церкви в Российской Федерации, которой я посвятил шестнадцать с половиной лет своего епископского служения и оставил здесь частицу своего сердца. Поэтому вместе с вами радуюсь достижениям Католической Церкви в России и вместе с вами с надеждой на лучшее переживаю трудности, с которыми она встречается и которые должна преодолевать.
Несмотря на проблемы, очевиден прогресс в ее развитии, о чем свидетельствуют четыре Всероссийских конгресса, приуроченных к пятидесятилетию завершения II Ватиканского Собора. Конгресс «Семья – Домашняя Церковь» прошел в Казани 2-4 мая 2014 г; конгресс «Ad gentes («К народам»): о неизменной актуальности миссионерского задания Церкви» состоялся в Санкт-Петербурге 7-9 ноября 2014 г.; настоящий Евхаристический конгресс «Я есмь Хлеб Жизни» (Ин 6, 35), мы переживаем в столице Сибири, и, наконец, Мариологический конгресс пройдет в Иркутске 4-6 декабря 2015 г.
Хочу напомнить, что первый Всероссийский Евхаристический конгресс на тему «Евхаристия – источник и вершина христианской жизни» состоялся в Москве в 2000 г. Мой доклад на втором, нынешнем конгрессе, посвящен пастырским аспектам Евхаристии.
2. «Каков поп – таков и приход», – эта пословица широко известна в России, она пришла в светский обиход из церковной среды. Действительно, от настоятеля как духовного лидера общины зависит многое, и прежде всего ее духовное состояние. Однако – помимо настоятеля и верующих – в приходе есть еще кто-то другой, Иисус Христос. Он есть в Святом Писании, таинствах и прежде всего – в Евхаристии. Поэтому мне хотелось бы сегодня от известной пословицы «Каков поп – таков и приход» перейти к формуле «Какова Евхаристия – таков и приход» или еще шире: «Каково празднование воскресенья – таковы и верующие».
Структура Католической Церкви известна: Апостольский Престол во главе с Папой Римским, епархии во главе со своими епископами, приходы и другие подразделения. Весь двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует о том, что пастырская жизнь реально осуществляется в приходе, именно приходская жизнь является лакмусовой бумажкой состояния Церкви.
Функционирование Церкви в пастырском богословии принято описывать с помощью различных взаимосвязанных действий, таких как богослужения, молитва, таинства, благотворительность и т.п. В них как раз и проявляется пастырский динамизм Церкви. Среди этих действий литургия занимает особое место, ибо она является вершиной, к которой стремится деятельность Церкви, и одновременно источником, из которого исходит вся ее сила, как учит II Ватиканский Собор в Конституции о священной литургии «Sacrosanctum Concilium»2. «Литургия, в которой – прежде всего в Божественной Евхаристической Жертве – совершается дело нашего Искупления, в высшей степени содействует тому, чтобы верные выражали своей жизнью и являли другим тайну Христову и подлинную природу истинной Церкви, которой свойственно быть в одно и то же время человеческой и Божественной, зримой и наделенной незримыми началами, ревностной в деятельности и погруженной в созерцание, присутствующей в мире и вместе с тем странствующей, причем таким образом, что человеческое, управляясь Божественным, направляется к нему, зримое – к незримому, деятельность – к созерцанию, а настоящее – к тому будущему Граду, которого мы ищем»3. Для совершения столь великого дела Христос присутствует в Своей Церкви, особенно в литургических действиях. Он присутствует прежде всего в Евхаристической Жертве, как в лице священнослужителя, так и под евхаристическими видами4.
3. Традиционно пастырство на наших землях прежде всего связано с воскресной и праздничной Евхаристической литургией. Правды ради следует сказать, что в последнее время на постсоветском пространстве появляются и другие виды пастырского служения, тем не менее, именно праздничная Месса и все, что с ней связано, определяют церковный характер общества. Недаром мы прежде всего спрашиваем о том, сколько людей принимает участие в воскресных Мессах. Так называемые dominicantes, т.е. количество участников воскресной Евхаристии, являются мерилом интенсивности религиозной жизни прихода и общества в целом.
При этом необходимо отметить, что способ переживания воскресенья и стиль жизни христианской общины взаимообусловлены. А именно, существует взаимное влияние между совершением Евхаристии и пастырством. Поэтому обновление пастырской деятельности должно быть тесно связано со способом переживания воскресной Евхаристической литургии.
4. Соборное обновление литургии по достоинству оценило значение воскресной Евхаристии: «В сознании и в практике верных и клира следует поощрять приходскую литургическую жизнь… Надлежит также содействовать тому, чтобы укреплять чувство принадлежности к приходской общине, и прежде всего – в совместном совершении воскресной Мессы»5, – читаем в Конституции о священной литургии.
Поэтому для совершенствования приходской жизни и различных групп верующих необходимо углубленное и всестороннее восприятие празднования воскресенья6, – как учит св. Иоанн Павел II в Пастырском послании о праздновании воскресенья «Dies Dоmini». Практика показывает, что в совершении Евхаристии и праздновании воскресенья доминирует не только аскетически-литургическое измерение, но и функционально-социальный аспект, что выражается в чисто внешнем участии в Евхаристии. В то же время приходское пастырство требует решительного оживления, ибо уже недостаточно только совершить Мессу. Поэтому необходимо помнить о том, что углубленный способ переживания воскресной Евхаристии является одним из условий формирования прихода как общины, а также обновления христианской жизни в ней.
5. Богословское осмысление литургии, особенно воскресной Евхаристии, основано на таинственном обмене дарами между небом и землей. Предвечный Бог в Иисусе Христе приходит на нашу землю, чтобы совершать литургию – служение Бога человеку. Тайна Христа, который в Евхаристии присутствует здесь и сейчас, становится источником силы в жизни людей и общины, и одновременно открывает широкие горизонты на будущее, т.е. укрепляет надежду. Участие (koinonia) в страданиях, смерти и Воскресении Христа является ключом к пониманию сущности Царствия Божия, которое осуществляется в жизни отдельного человека и церковной общины.
Празднование воскресенья – это способ формирования христианской идентичности и совершенствования межличностных отношений. Именно в Евхаристическом собрании верующих христиан, которые разделяют свои радости и трудности, Христос присутствует в евхаристических видах, чтобы укреплять их в вере, надежде и любви. В тайне празднования воскресенья жертва Христа объединяется с жертвой человеческой жизни, его личностного бытия и деятельностью христианской общины. Собираясь вокруг алтаря, приход становится реальным местом торжества Евангелия в конкретных исторических условиях.
Воскресенье – это время не только для физического, но и для духовного отдыха, ибо это день прославления Бога и благодарности Ему. Она также предоставляет возможность приобщиться к источнику жизни – Иисусу Христу. Активное и осознанное участие в Евхаристии позволяет христианину наладить диалог любви с Богом во Христе, в котором спасение становится делом Творца в живущем верой человеке.
Таким образом, празднуя Пасхальную тайну, верующие являют собой истинную Церковь, которая живет Евхаристией, ибо благодаря преосуществлению хлеба и вина в Тело и Кровь Господа, Церковь наиболее полно наслаждается присутствием Христа7, – как учит св. Иоанн Павел II.
6. Истинное понимание пасхальной тайны и участие в воскресной Евхаристии воодушевляет жизнь и деятельность отдельно взятого человека, всего прихода и разных приходских групп. Но существует и обратный процесс: недопонимание и недооценка воскресенья искажает христианское понимание тайны Церкви, которая актуализирует себя в исторически сложившихся и повседневных условиях конкретного прихода.
Понимание тайны Божиего Царствия в жизни конкретных личностей и вовлечение в его реализацию тесно связано с пониманием сущности воскресенья и его празднования. Поэтому необходимо такое празднование Евхаристии, чтобы приходское пастырство находило в ней свою мотивацию, а также личное и общественное вдохновение.
Учение Церкви и литургическая практика указывают на то, что воскресные святые Мессы должны носить характер праздничной встречи верующих со Христом и Его пасхальной тайной. «Каждую неделю в день, называемый ею ‘днем Господним’, то есть воскресеньем, Церковь вспоминает о Воскресении Господнем»8. «Воскресенье – это главный праздничный день. Об этом нужно говорить и постоянно напоминать благочестивым верным, чтобы воскресенье стало также днем радости и отдохновения от трудов. Никакие празднования, за исключением действительно важнейших, не следует предпочитать воскресенью, ибо оно – основание и ядро всего литургического года»9, – учит II Ватиканский Собор.
7. В то же самое время, очень часто совершение Евхаристии и празднование воскресенья направлено исключительно на обслуживание верующих, как бы Церковь являла собой некий комбинат бытовых услуг. Неподготовленные и неосведомленные прихожане равнодушно относятся к воскресной Евхаристии, пропускают ее, не включаются в ее совершение и в результате часто остаются пассивными и равнодушными участниками святой Мессы.
Все это ставит перед нами очень важную задачу: как преодолеть сложившийся подход и перейти от обслуживания прихожан в совместное празднование Пасхи Господней. Такое обновление празднования воскресенья будет способствовать обновлению всего пастырства.
8. Совершение Евхаристии тесно связано с иными сферами жизни Церкви, с ее общественным измерением, с правильной оценкой роли мирян, с открытием харизматического аспекта жизни и деятельности приходских групп, соборности, внутри церковным диалогом, восприятием присутствия Господа в таинствах и жизни приходской общины.
Эти аспекты пастырства также требуют обновления. Необходима такая формация верующих, чтобы совершение тайн веры вело к следованию ею в повседневной жизни. «Принимая Хлеб жизни, верующие черпают силы, чтобы подготовиться быть евангелизаторами и свидетелями Евангелия»10, – подчеркивает св. Иоанн Павел II в Апостольском послании о праздновании воскресенья «Dies Domini».
9. Очень важным пастырским аспектом Евхаристии является углубление осознания Церкви как общины. Сущность же христианской общины тесно связана с ее духовным и литургическим измерением, – отмечает II Ватиканский Собор11. В Евхаристической литургии самым совершенным образом реализуется Церковь. Святой Иоанн Павел II прекрасно говорит о том, что воскресная литургия являет собой исключительное церковное измерение и прототип иных евхаристических литургий. Собирающаяся на «преломлении хлеба» община осознает, что является местом, в котором реализуется тайна Церкви. Такая община подчас совершения Евхаристии открывается общности со Вселенской Церковью12.
Литургия является общинным действием. Она предполагает существование общины, члены которой взаимодействуют между собой для прославления Бога. Благодаря участию в литургических обрядах община молящихся людей имеет возможность реализации полноты общинной жизни. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы во время каждой литургии, а особенно воскресной, проявлялось чувство общины13. Здесь самым совершенным образом реализуется Церковь, а Евхаристическая литургия становится местом молитвы, единства и взаимопомощи. Церковь питается внутренней жизнью объединенной вокруг Евхаристии общины.
Собрание верующих на чтении и размышлении Слова Божиего, а также на преломлении Хлеба практикуются в церковных общинах, начиная с апостольских времен14. Беря пример с Христа, христиане также всегда уделяли особое внимание заботе о всех членах общины, особенно нуждающихся.
Преломление Хлеба, созерцание Божиих истин, молитва и помощь нуждающимся помогают процессу социализации верующих. Эта интеграционная и одновременно социализирующая функция Евхаристии играет важную роль в жизни прихода. Восприятие своего прихода как братской и семейной среды, участие верующих в подготовке и праздновании воскресной Евхаристии, а также надлежащее ее совершение способствуют восприятию прихода как собственного дома, в котором каждый имеет свое место и свое призвание.
Важно, чтобы свое место в совершении Евхаристии обрели также и различные приходские группы и движения с их харизмами, что обогащает приход и делает его более динамичным.
Общинный характер переживания Евхаристии побуждает ее участников к восприятию прихода как своей семьи. Он также побуждает других к поиску собственного, более активного, в религиозном смысле, места в жизни. В этом смысле общинный характер Евхаристии имеет и миссионерское измерение.
10. В создании атмосферы приходской общины огромное значение принадлежит священнику, особенно настоятелю прихода. В способе совершения Евхаристии проявляется осознание значения элементов общинности. Если священник совершает все сам и не позволяет верующим читать слово Божие, молитву верных и т.п., то тем самым он творит из своего рода клерикальную и статичную модель евхаристического собрания. В свою очередь, развитию чувства общинности способствует участие в Евхаристии многих подготовленных для этого людей, которые исполняют функции министрантов, аниматоров, певчих, чтецов и т.д.
Открытость пресвитера диалогу, аутентичная пастырская установка и исполненная евангельского духа проповедь Слова Божия ведет к духовному воскресению людей, а также окрыляет для преодоления индивидуализма и выводит из ощущения самодостаточности.
В этом смысле огромное значение имеет литургия слова. Во время святой Мессы читаются избранные тексты из Ветхого и Нового Заветов. Они представлены в виде трехлетнего цикла, так, чтобы в течении трех лет верующие могли ознакомиться с основными частями всего Святого Писания. Таким образом Евхаристия играет огромную роль в евангелизации, которая является основной задачей Церкви на современном этапе ее развития и которая ведет ко встрече со Христом. Недаром Катехизис Католической Церкви подчеркивает, что литургия слова и Евхаристическая литургия неразделимы15.
В связи с этом особо необходимо остановиться о проповеди, которая следует после провозглашения Божиего слова. Она должна вести к открытию специфических даров и возможностей обогащения братьев и сестер в общине. На значение проповеди во время святой Мессы особое внимание обращает Папа Франциск. В Апостольском увещевании «Evangelii gaudium» – «Радость Евангелия» – он подчеркивает, что проповедью оценивается близость и способность священника встретиться со своим народом16. Она должна иметь тáинственный характер, ибо «вера от слышания, а слышание от слова Божия»17 и в ней необходимо относится к конкретной жизненной ситуации верующих, которым необходим свет слова18.
Подготовленное Конгрегацией Божиего культа и дисциплины таинств Наставление для проповедников подчеркивает, что проповедь, будучи интегральной частью Евхаристической литургии, является не только увещеванием, но также и актом культа и носит тáинственный характер19.
11. От гармоничного сотрудничества духовенства и мирян зависит эффективность обновления Евхаристической литургии. В этой области перед нами еще непочатый край работы. Отношения священников с мирянами хотя и развиваются, но, тем не менее, они все еще представляют собой затянувшуюся болезнь нашего пастырства и оставляют желать лучшего.
Хотя сложившаяся ситуация вызвана многими социально-историческими причинами, тем не менее, тревожит отсутствие определенности в ее разрешении. Мы привыкли все откладывать на потом. Но нужно помнить, что потом уже может быть поздно. Соборное учение и послесоборное развитие литургии ясно определяют сферу участия верующих в Евхаристии. Для чего необходима совместная со священником подготовка мирян к участию в совершении святой Мессы, а в пастырскую практику необходимо ввести программу постоянной их формации.
Необходимо помнить и о том, что как можно более полное участие мирян в совершении Евхаристии и их практическое взаимодействие со священниками является еще одним способом созидания церковной общины и так необходимой возможностью для обмена мнениями. В этот процесс должны включаться также и приходские советы. В противном случае мы рискуем Божественную Литургию превратить в театр одного актера.
Хорошо организованная работа приходских советов, живое обсуждение приходских проблем и систематическое планирование пастырской деятельности побуждают верующих к ответственности за приход и всю Церковь. Но прежде должна возрасти ответственность мирян за совершение Евхаристии в приходах. Вместо пассивных и индивидуалистических установок священник должен формировать общинный подход и заинтересованность.
Как пресвитеры, так и миряне должны избегать самодостаточности, анонимности и равнодушия. Для этого необходимо преодолевать рутину и несоответствующие литургическим нормам и практике привычки в организации Евхаристической литургии. Часто просто необходимо избавиться от взаимных предубеждений. Из источника общинно и духовно переживаемой Евхаристии духовные лица и миряне черпают силу для ежедневного обогащения христианской жизни.
12. Евхаристия должна вести к формированию прихода как общины во всех измерениях ее пастырской деятельности. В Святом Писании понятие община (koinonia) как участие означает прежде всего отношение человека к Богу и только на втором месте ставит межчеловеческие отношения.
Таким образом Церковь прежде всего являет собой теоцентрическую общину и из нее вытекающую общину верующих. II Ватиканский Собор в Догматической конституции о Церкви на этот счет не оставляет ни каких сомнений:«Церковь составляет во Христе своего рода таинство – то есть знамение и орудие – глубокого единения с Богом и единства всего рода человеческого»20.
В то же время христианство не является унитарным монотеизмом, ибо христиане понимают Бога как Пресвятую Троицу. Между ее лицами существуют свои отношения, диалог, т.е. они являют собой общину. Поэтому в образе триединого Бога Церковь должна искать своей идентичности. Церковь – это объединенный единством Отца и Сына, и Святого Духа народ21. Собственную идентичность члены Церкви получают только через общение с Богом и своими ближними.
13. Следовательно, Церковь должна быть общиной диалога и единства. Таким должен быть и приход как интегральная часть Церкви. В тоже самое время повседневная жизнь показывает, что наши приходы характеризуются большой пассивностью мирян. Мал процент верующих, вовлеченных в апостольскую деятельность. Все еще недостаточно развиты малые приходские группы, в которых верующие имеют больше возможностей для реализации своих харизм.
В результате наши приходы не имеют столь необходимого им общинного характера, а многие верующие не знают о том, что приход должен быть общиной, и поэтому понимают его только как организацию. Да, приход является юридическим лицом как с точки зрения государственного закона, так и Канонического Права Католической Церкви– но, тем не менее, приход – это прежде всего община. В пастырстве принципиально важно показать духовную структуру Церкви, его персональное и общинное измерение. Прихожанин нуждается в такой среде, где он мог бы учиться жить в христианской общине.
14. Этому как раз и призвана служить Евхаристия, которая должна быть празднованием всей общины. Введение к Миссалу ясно указывает на необходимость участия верующих в совершении Евхаристии. Инструкция Конгрегации Божиего культа и дисциплины таинств «Redemptionis sacramentum» говорит о том, что освобожденные от греха в таинстве крещения и включенные в Церковь верующие призваны участвовать в христианском религиозном культе, чтобы силою своего царского священства, пребывая на молитве и прославляя Бога, приносить себя в живую, святую и приятную Богу жертву, а также свидетельствовать о Христе. Поэтому их участие в Евхаристии не может сводится лишь к пассивному присутствию, оно должно быть понимаемо как истинное воплощение веры и христианского достоинства22. Однако при этом необходимо помнить о том, что все участники Евхаристии – как священники, так и верующие, – исполняя свои функции, должны делать то, что им надлежит, чтобы в самом совершении литургического действа проявлялась Церковь со своей структурой различных служений.
Все это требует соответствующей формации верующих, которая не может ограничиваться только приходом, но должна проводится также и на епархиальном уровне. Становление надлежащей литургии совершается не в закрытом катехистическом зале, а в атмосфере здоровых межчеловеческих отношений в приходе и епархии. Верующие должны понимать, что идут на св. Мессу к себе, вместе со своими близкими единоверцами, а не для того, чтобы пережить чисто внешнее институциональное обслуживание, которое совершает священник.
15. Стиль приходского пастырства и стиль жизни и деятельности прихода проистекают из способа совершения воскресной Евхаристии. В евхаристическом праздновании как в зеркале отражаются способ участия верующих в жизни Церкви, отношения между священниками и прихожанами, дух взаимодействия, активность общины и т.д. Количество участвующих в совершении праздничной Евхаристии лиц, само её совершение и сопутствующие ей обряды свидетельствуют о литургической и катехистической формации, квалификации литургических групп, музыкальных коллективов и движений, которые в воскресной Мессе находят новый импульс для своей деятельности. Святой Иоанн Павел II в Апостольском послании на Год Евхаристии «Manenobiscum Domine» призывает к тому, чтобы воскресная литургия, в которой также участвуют различные группы верующих, движения и объединения, была встречей приходской общины в единстве духа23.
Воскресная Евхаристия является праздником всей приходской общины, и способ ее переживания даёт образ этой общинности как приходской семьи. Хорошо организованное – с активным участием верующих – совершение Евхаристии зависит и от надлежащей подготовки к ней. Особая роль в этом принадлежит литургическим группам.
16. Совершение Евхаристии можно анализировать в разных аспектах: концентрируя свое внимание на духовном и религиозном переживании; анализируя ее эстетическое великолепие, в том числе красоту литургической музыки; углубляясь в содержание библейских текстов и текстов самой святой Мессы, а также проповедей и т.д. Принимая во внимание то обстоятельство, что каждый участник Евхаристии участвует в ней со своими личными переживаниями и ожиданиями, тем не менее следует подчеркнуть, что их взаимодействие во время ее совершения требует ото всех надлежащей и хорошей подготовки.
Всем известно, как много времени этому посвящают хористы и музыканты, певцы и чтецы. Но об этом должен помнить также и священник, который обязан готовится к каждому совершению Евхаристии. К этому он должен готовиться молитвенно, выбрать литургические тексты и изучить библейские, надлежащим образом подготовить проповедь, на что в последнее время особое внимание обращает Папа Франциск.
Необходимо заботится и о том, чтобы содержание проповеди имело связь с библейскими чтениями и текстами святой Мессы, ибо литургический календарь и тексты святой Мессы способствуют более глубокому пониманию Божиего слова. Проповедь также должна быть понятна верующим с поддержкой зрительного контакта с ними и соответствующей риторикой. Хорошая проповедь и качество совершения Евхаристии тесно связаны между собой, поэтому обязательной является соответствующая подготовка в этой области будущих священников в семинарии.
Проповедь как исключительно важную часть Евхаристической литургии необходимо видеть в церковно созидающих категориях, ибо она дает ее участникам шанс актуализации Божиего слова в повседневной жизни, является возможностью для введения Божиего закона в практику повседневной жизни как личной, так и общинной. Поэтому проповедь должна быть тесно связана с актуальной нравственной ситуацией верующих.
Евхаристия также имеет катехистическое измерение. С одной стороны она объясняет христианские ценности и вводит в их переживание, а с другой – связывает их с повседневной жизнью участников Литургии. Помню, когда в советские времена в Беларуси была запрещена катехизация детей, то священники во время Мессы проводили три катехистические беседы: одну – вначале, как вступление в Евхаристию; вторую – во время самой проповеди; а третью после Мессы в виде пастырских объявлений.
17. Все это свидетельствует о пастырском измерении Евхаристии, которое невозможно переоценить. Именно в священной литургии актуализируются слова Христа: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин 15, 4), которые призывают нас заботится о истинно христианском праздновании Дня Господня – воскресенья.
К сожалению, современная культура празднования, отдыха и переживания свободного времени отдаляется от христианского понимания Дня Господня. Дело усугубляют также и современные средства массовой информации, которые пропагандируют индивидуалистический и секулярный стиль жизни в плюралистическом обществе.
Обращает на это внимание св. Иоанн Павел II в Апостольском послании о праздновании воскресенья «Dies Domini». В нем он призывает верующих задуматься над христианским смыслом воскресенья и обратить внимание на мотивы, ради которых имеет смысл ее переживать как истинный «День Господень» также в современных условиях24.
Согласно учению Великого Папы, воскресенье является празднованием дела творения мира, когда Бог благословил седьмой день и сделал его святым25. Этот Божий замысел хорошо виден в Декалоге, в десяти Божиих заповедях, которые являют собой основы воплощенной в сердце каждого человека нравственной жизни26.
Воскресенье является Днем Воскресенья Господа (отсюда и название этого дня на русском языке), а также днем дара Святого Духа. Это день нового, освобожденного от господства греха творения в воскресшем Христе27.
Воскресенье также является Днем Церкви. Именно поэтому в пастырской деятельности необходимо подчеркивать общинный характер воскресной Литургии, которая среди разных форм приходской деятельности имеет особое значение и оказывает наиболее сильное влияние на формацию общины28. Воскресная святая Месса объединяет семьи, помогает им быть домовыми церквями, что способствует духовному преображению общества.
Воскресенье является Днем человека, ибо она – это день радости, отдыха и солидарности. Даже в исторической перспективе – прежде чем в гражданском календаре воскресенье стало выходным – христианами оно переживалась как день радости, которая проистекала из истины Воскресенья Христа. Эта радость проникает и человеческий отдых, который должен способствовать духовному обогащению человека29. Будучи днем человека, воскресенье становится и днем солидарности30, когда воскресная Евхаристическая литургия побуждает к «делам любви, благочестия и апостольства, чтобы благодаря этим делам стало очевидно, что, хотя христиане – не от мира сего, все же они – свет миру и воздают славу Отцу перед людьми»31.
Наконец, воскресенье является Днем дней. Будучи Пасхой недели, которая припоминает и делает настоящим день Воскресенья Христа, оно также является днем, который объявляет время, которое ведет к Парусии32.
Таким образом, христианское празднование воскресенья, основным элементом которого является воскресная Евхаристическая литургия, становится школой, в которой реализуется программа церковной педагогики. Это особенно важно в наше время культурного плюрализма, когда на наших глазах изменяется способ переживания Дня Господня, и, как следствие этого, большому испытанию подвергаются требования веры33.
18. Современное плюралистическое общество, проникнутое идеей свободы и тенденциями социального и личностного равенства, испытывает стремительные изменения, которые прежде всего отражаются в стиле жизни людей. Он определяется идеей свободного выбора, что, как показывает жизнь, ведет к процессам постепенной дехристианизации мира. Это, в первую очередь, проявляется в стиле празднования Дня Господня.
В современном мире появились новые столпы, которые определяют стиль жизни человека. А именно – занятое и свободное время. Эта тенденция в эпоху либерализма ведет к тому, что воскресенье обмирщенными верующими трактуется как грустная обязанность быть на святой Мессе. Кроме этого необходимо заметить, что время отдыха уже не ассоциируется с воскресеньем, но с уикэндом, который начинается в пятницу. Все это ставит новые вопросы, на которые Церковь должна дать ответ.
19. Этим ответом должно быть не только учение Церкви, ее инициативы, но и жизненное отношение верующих к этой проблеме. Современный мир характеризуется варварским индивидуализмом, который проявляется в политической и экономической жизни, а также в мировоззрении человека. Все это негативно влияет на распространение христианских ценностей, в том числе и на празднование воскресной Евхаристии и на возрождении присущего ей места в жизни христианина. В этой связи очень важными видятся свидетельства верующих. Их пример, когда воскресная Месса является центром духовной жизни, не может быть заменен ничем. Именно он может помочь многим понять значение Евхаристии в их жизни.
20. Все выше сказанное свидетельствует о том, что Евхаристия, особенно воскресная и праздничная, имеет исключительное пастырское значение в духовном формировании не только отдельных верующих, но и прихода в целом как христианской общины.
Действительно, приход таков, как в нем совершается Евхаристия. В ней встречаем Христа, который формирует нас как истинных христиан. В ней также принимаем Его как Хлеба вечной жизни.
Российские католики во времена гонений, когда на огромных просторах России не было храмов и священников, ехали за тысячи километров в Литву, Латвию, Западную Беларусь и Украину, чтобы хотя бы раз в году принять участие в святоф Мессе и причаститься. Сегодня, слава Богу, условия изменились. Мы должны благодарить Бога за эту благодать. Это величайший дар, но одновременно и обязанность надлежащим образом праздновать святой день.
Во имя наших предков, оставшихся верными своему христианскому призванию в труднейших условиях гонений на веру, и во имя будущего, которое имеет смысл только тогда, когда мы будем жить Божией истиной, сделаем все возможное, чтобы через участие в Евхаристии Христос пребывал в нас, а мы в Нем34. Только так мы можем остаться истинными, а не только номинальными и анонимными христианами.
Мир играет свою музыку и хочет, чтобы мы танцевали под нее. Но у нас есть своя музыка. Ею является Евангелие и учение Церкви. И мы должны танцевать под нее. Мы должны помнить о том, что Евангелие нам дано не для того, чтобы мы его изменяли, но чтобы оно нас изменяло. Всегда легче плыть по течению, чем против течения. Надо помнить о том, что по течению плывут только мертвые рыбы, а мы сотворены к жизни. Надо помнить и том, что спортсмен никогда не достигнет вершин спортивного мастерства и не станет чемпионом, если не будет поднимать планки требований к себе. Также и мы, несмотря на вызовы времени и отказ современного мира от Бога, должны плыть против течения секулярного мира и поднимать планку нравственных требований к себе.
Это нелегко. Но мы не одни – Христос в Евхаристии приходит к нам, чтобы укрепить наши силы в этой борьбе за торжество нравственных идеалов в наше время, когда, к великому сожалению, храмами становятся супермаркеты, стадионы, концертные залы, дискотеки и т.п. Там есть все, кроме Бога.
Развивая учение св. Иоанна Павла II о том, что встреча со Христом в Евхаристии побуждает в Церкви и в каждом верующем необходимость давать миру христианское свидетельство и его евангелизировать35, Папа Бенедикт XVI в Апостольском обращении о Евхаристии – источнике и вершине жизни и миссии Церкви «Sacramentum caritatis» учит, что, «начинаясь с литургического собрания, само таинство Евхаристии обязывает нас в повседневной реальности, чтобы мы все делали во славу Божию. И поскольку мир есть ‘поле’ (Мф 13, 38), в котором Бог сеет своих детей как доброе семя, верные Христу миряне – в силу крещения и миропомазания, – укрепляемые Евхаристией, призваны жить радикальной новизной, привносимой Христом в повседневные обстоятельства. Они должны лелеять желание, чтобы Евхаристия накладывала все более глубокий отпечаток на их повседневную жизнь, ведя к тому, чтобы они были узнаваемыми свидетелями в той среде, где трудятся, и во всем обществе»36.
Не забудем, поэтому, дороги к храму, где в Евхаристии нас ждет Христос, чтобы помочь нам стать новыми людьми и вести в новое, преисполненное евангельскими ценностями будущее.
Спасибо за внимание. - Ин 6, 35.
- ср. SC10.
- SC 2.
- ср. SC7.
- SC42.
- ср. DD 32-36.
- ср. ЕЕ 1.
- SC 103.
- SC 106.
- ср. DD 36. 45.
- ср. SC 42.
- ср. DD 34.
- ср. SC 42.
- ср. Деян 2, 42. 46.
- ср. ККЦ 1446.
- EG 135.
- Рим 10, 17.
- EG 154.
- ср. DO 4.
- LG 1.
- ср. LG 4.
- ср. RS 37.
- ср. MND 23.
- ср. DD 3.
- ср. Быт 2, 3.
- ср. DD 13.
- ср. DD 19. 24.
- ср. DD 35.
- ср. DD 68.
- ср. DD 69.
- SC 9.
- ср. DD 75.
- ср. DD 83.
- ср. Ин 15, 4.
- ср. MND 24.
- SC 79.
Использованная литература и принятые сокращения:
1. II Ватиканский Собор. Догматическая конституция о Церкви «Lumen gentium» (LG). 2. II Ватиканский Собор. Конституция о священной Литургии «Sacrosanctum Concilium» (SC). 3. Катехизис Католической Церкви. Москва «Истина и жизнь» 1998 (ККЦ). 4. Иоанн Павел II. Апостольское послание на Год Евхаристии «Manenobiscum Domine» (MND). 5. Иоанн Павел II. Апостольское послание о праздновании воскресенья «Dies Domini» (DD). 6. Франциск. Апостольское увещевание «Evangelii gaudium» (EG). 7. Kongregacja ds. Kultu Bożego i Dyscypliny Sakramentów/ Instrukcja „Redemptionis sacramentum” (RS). 8. Congregazione per il Culto Divino e la Disciplina dei Sacramenti. Direttorio omeletico (DO).
|