Евхаристия и миссии
Кардинал Йозеф Ратцингер в своей работе, посвященной богословию литургии, цитирует старое предание о происхождении христианства на Руси. Согласно этому преданию, князь Владимир, желая принять в его княжестве истинную религию, пригласил к себе последователей иудаизма, ислама и западного христианства. Каждая делегация хвалила свою религию как наивернейшую и наиподлиннейшую, но ни одна из них не смогла убедить князя. Когда же его послы вернулись из Константинополя и рассказали ему о красоте литургии в соборе Святой Софии1, он решил принять византийское христианство.
Кардинал Ратцингер отметил: "Евхаристия сама по себе не сориентирована непосредственно на миссионерское пробуждение веры. Она скорее локализована внутри веры и питает ее, она в основном направлена к Богу и поэтому привлекает людей. Евхаристия приобщает их к нисхождению Бога, которое содействует их восхождению к полноте общения с Богом. В служении Богу она стремится вести людей к осознанию следования Ему как критерия их жизни. И в этом смысле, в более глубоком понимании, безусловно, является источником миссии"2.
Дар и задание
"Благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих" (1 Кор 1, 21). Бог является началом и источником миссии Христа, который в силе Святого Духа доверил Церкви миссию возвещать слово Божие и строить общину верующих. Церковь как община учеников Христа является миссионерской по своей природе. Господь повелел своим ученикам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф 28:18-20). Отцы Второго Ватиканского собора в Декрете о миссионерской деятельности церкви "Ad gentes" подчеркивают: "Особые начинания, посредством которых глашатаи Евангелия, посланные Церковью, идя по всему миру, исполняют обязанность проповедовать Евангелие и создавать Церковь среди народов или сообществ, ещё не верующих во Христа, обычно называются "миссиями". (...) Цель, присущая этой миссионерской деятельности — евангелизация и укрепление Церкви в тех народах или сообществах, где она ещё не укоренилась"3.
Вечному миссионерскому призыву Христа, который был адресован не только к апостолам, но ко всем поколениям христиан, сопутствовало также вечное Его обещание: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28,20). Христос сказал это, устанавливая таинство Евхаристии накануне Своих Страстей.4 Она является даром присутствия Христа в Церкви и для Церкви, столь важным, что древние христиане не могли себе представить своей жизни без нее. "Sine dominico non possumus! - Мы не можем жить без дара Господа, дня Господня!" - так в 304 году христиане Абитены в Нумидии (современный Тунис) отвечали на вопрос судьи о том, почему они участвовали в воскресных христианских обрядах, которые под страхом смерти были запрещены. "Sine dominico non possumus". В слове словом dominicum/dominico нераздельно сливаются два значения, чье единство мы должны заново научиться воспринимать. Это прежде всего дар Господа - и этим даром является Он сам, Воскресший; связь и близость с Ним нужна христианам для их идентичности, для того, чтобы они оставались собой. Но этот контакт не только духовный, внутренний и субъективный - встреча с Господом происходит в определенный день. И таким образом она вписывается в нашу конкретную, телесную и общественную жизнь, которая имеет временный характер. Она определяет сердцевину и предписывает определенный внутренний порядок нашему времени и, следовательно, всей нашей жизни".5 Следовательно, Евхаристия и миссия евангелизации неотделимы друг от друга. Они представляют собой духовный центр жизни и самое важное обязательство Церкви. Община учеников Христа собирается на Евхаристию, чтобы укрепить связь со Христом и принести Его другим. Поэтому святой Папа Иоанн Павел II в своей энциклике о Евхаристии и о ее связи с Церковью отметил: "Можно сказать, что каждый из нас не просто принимает Христа, но что Христос принимает каждого из нас. Он завязывает с нами дружбу: "Вы друзья Мои" (Ин 15, 14). Мы, в свою очередь, живем благодаря Ему: "Ядущий Меня жить будет Мною" (Ин 6, 57). Причащение Святых Тайн знаменует высшую степень взаимного, духовного пребывания Христа и Его ученика друг в друге: "Пребудьте во Мне, и Я в вас" (Ин 15, 4).
Соединяясь со Христом, народ Нового Завета отнюдь не замыкается в себе, но становится "таинством" для всего человечества, знамением и орудием спасения, принесенного Христом, светом мира и солью земли (см. Мф 5, 13-16) ради спасения всех людей. Миссия Церкви развивается в единстве с миссией Христа: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Ин 20, 21). Поэтому Церковь из увековеченной в Евхаристии крестной Жертвы и благодаря причащению Тела и Крови Христа приобретает духовную силу, необходимую для исполнения возложенной на нее миссии. Итак, Евхаристия предстает как источник и, вместе с тем, как вершина евангелизации, поскольку ее предназначение - укреплять общение людей со Христом, а через Него - с Отцом и Святым Духом".6
Евхаристия как источник миссии
Миссионерство, как следует из Декрета "Ad Gentes", заложено в природе Церкви: "Странствующая Церковь по природе своей является миссионерской, ибо она берёт своё начало в миссии (ex missione) Сына и в ниспослании, т. е. миссии, Святого Духа согласно предустановлению Бога Отца"7.
В этом контексте мы спрашиваем себя: в каком смысле Евхаристию можно считать источником миссии? Евхаристия - особое место присутствия Христа, в котором мы ощущаем, что любимы Богом, и в котором учимся Божией любви. Она напоминает нам о цене, которую Сын Божий заплатил за наше спасение, отдав Свою жизнь на кресте. Каждая Святая Месса является живым доказательством того факта, что Христос возлюбил нас до конца и что из любви к нам Он останется с нами до конца мира.
Для обоснования утверждения о том, что Евхаристия является источником и силой миссии, приведем цитату святого Папы Иоанна Павла II. В своем послании по случаю Всемирного дня миссий в 2004 году Папа написал: "Принимая участие в евхаристической Жертве, мы глубже понимаем универсальность искупления и вытекающую из этого неотложную миссию Церкви, чья программа "действительно сосредоточена на Самом Христе, Которого мы призваны познавать, любить и которому должны подражать, чтобы участвовать в Нем в жизни Троицы и с Ним преображать историю до достижения полноты в небесном Иерусалиме".
Вокруг Христа в Евхаристии Церковь растет как община, храм и семья Бога: единая, святая, соборная и апостольская. В то же время она лучше понимает свой характер Очевидно, что "не создастся (...) ни одна христианская община, если она не укоренилась в праздновании Святой Евхаристии" (ср. "Presbiterorum Ordinis", 6). В конце каждой мессы, когда священнослужитель прощается с общиной, говоря "Ite Missa est", все должны чувствовать себя "миссионерами Евхаристии" для всех слоев общества, чтобы делиться великим даром, который получили. Тот, кто встречает Христа в Евхаристии, не может не провозглашать своей жизнью милосердную любовь Искупителя".8
Все миссионерская деятельность питается из глубокого источника - таинства любви, Евхаристии. Это хорошо понимала св. Тереза из Лизье, покровительница миссий. Она обнаружила, что Церковь имеет свое сердце - любовь Бога, воплощенную в Евхаристии. Если бы недоставало божественно-человеческой любви (Евхаристии), то миссионеры не имели бы желания и сил, чтобы покидать свои дома и проповедовать Христа на миссиях „ad gentes”, чтобы служить бедным, больным, пожилым, ухаживать за детьми и подростками, служить семьям и одиноким людям.
Евхаристия имеет апостольское и миссионерское измерения. В ней Христос всегда присутствует и действует в своей Церкви. Евхаристия - самый прекрасный подарок Церкви. Но в то же время она призывает не оставлять радость присутствия Спасителя только для себя. Она несет в себе мощный призыв следовать за Христом и проповедовать Его послание о спасении тем, кто еще его не знает. Папа Франциск также подчеркивает, что Евхаристия является школой смиренного служения: "Она учит нас готовности жить для других. Вот что находится в самом центре бытия ученика-миссионера".9
Стоит также отметить, что конечной целью миссии является личная встреча каждого человека с Иисусом Христом, живым, присутствующим в таинстве Его Тела и Крови, которые Церковь приносит как хлеб для жизни мира. Христос приглашает к своему столу все народы и для спасения всех приносит себя в жертву (Мф 26, 26-29; Лк 22, 15-20; 1 Кор 11, 23-25). "Миссионерская деятельность являет подлинного Христа, Спасителя, через слово Евангелия и святые таинства, наивысшее и наиважнейшее из них есть Евхаристия"10. Провозглашение Евангелия тем, кто его до сих пор не знает, призвано помочь каждому ученику встретиться со Христом, исповедовать Его как Спасителя и построить братское общение Его учеников. Поэтому Евхаристия является живым сердцем миссии, ее истинным источником и единственной целью.
Евхаристия - школа миссионерского служения
Завершающие евхаристическую литургию слова "Ite, Missa est" - это миссионерское послание. Слова "месса" и "миссия" являются производными от латинского mittere - "высылать, отправлять". Поэтому некоторые переводят выражение "Ite, Missa est" как "Идите, вы посланы". Эти слова напоминают миссию, которую Христос во время вознесения доверил Своим ученикам: "Идите и научите все народы" (Мф 28, 19).
"Празднование Евхаристии и каждой ее части показывает, что миссионерская деятельность Церкви принадлежит самой ее природе. Идентичность Церкви основывается на миссионерской общине. Церковь осознает свою идентичность как в богослужебной жизни, где ритуально провозглашает, что Христос спас мир через пасхальную тайну, а также в своем служении, подтверждая спасительное присутствие Христа в человеческих делах и в жизни мира ".11
Месса призывает к служению по распространению Евангелия.12 Этот призыв к миссии адресован ко всем верующим. Каждый член народа Божия, в соответствии со своим призванием, отправляется после Евхаристии, чтобы быть свидетелем и апостолом Христа. Принимая участие в Евхаристии, мы получаем дары не только для личной пользы, но и для блага других.13 Слова "Идите в мире Христовом" призывают верующих к свидетельству об Иисусе всей своей жизнью. Они призывают поделиться опытом веры; радостью, которая приходит от встречи со Христом в общине верующих, и истинной любовью, которая никогда не замыкается на ближних и адресована бедным, больным, тем, кто больше всего нуждается в поддержке, в соответствии со словами Святого Отца Иоанна Павла II: "Тот, кто встречает Христа в Евхаристии, уже не может не провозглашать своей жизнью милосердную любовь Искупителя".14
Важную роль в проповеди Евангелия играют миссионеры. Они являются провозвестниками и свидетелями Христа. Нет и не может быть миссии без миссионеров. Они возлагают на себя трудную задачу проповедовать слово Божие и строить общины веры (predicare et piantare). Миссионерки и миссионеры покидают свои епархиальные и монашеские общины, чтобы отправиться в страны миссии. Они делают это ради Христа и Его Евангелия. Им необходимо преодолеть языковые и культурные барьеры, чтобы донести слово Божие к людям, часто совершенно иным в культурном и религиозном отношении. Миссионеры сталкиваются с трудными экономическими условиями в миссионерских странах. Нищета, низкий уровень развития, отсутствие доступа к достижениям современных технологий, инфекционные заболевания и даже проблемы адаптации к местной еде являются прозаическими повседневными проблемами, которые ограничивают миссионерскую деятельность и представляют собой препятствие для служения миссионеров. От них часто требуются организационные навыки. Они управляют учебными заведениями, больницами, учреждениям системы социального обеспечения для бездомных и бедных. Им нужно собирать средства для деятельности благотворительных организаций, медицинских и образовательных учреждений.
Мы видим, что миссионерское служение очень требовательно к человеческим силам и возможностям. Однако оно не может рассматриваться только с точки зрения человека. Миссии являются делом Бога, делом Пресвятой Троицы, которая действует через миссионера и является источником совершаемого добра. Действие Святого Духа - неотъемлемая часть миссий. Именно Он ведет миссионеров в соответствии с обещанием Христа: "Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин 14, 26).
Для своего служения миссионеры черпают силы из Евхаристии. Она является источником духовной силы и Божией благодати. Присутствие Христа в преосуществленных хлебе и вине укрепляет миссионеров в трудностях, разочарованиях и неудачах. У евхаристического Христа можно найти утешение, ободрение в стремлении творить добро, укрепление в настойчивом достижении поставленной цели. Христос также поддерживает мужество миссионеров, которое позволяет реализовать цели и задачи миссии и не дает впасть в отчаяние, порождаемое препятствиями и ограничениями.
Миссионерское служение не только почетно, но и требовательно. Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, миссионеры должны посвятить себя служению Христу полностью, вплоть до мученичества. Евхаристия укрепляет мучеников и тех, кто неустанно служит делу миссии. Яркое подтверждение тому, что Евхаристия укрепляет миссионеров и дает им силу героически свидетельствовать о Христе вплоть до мученичества, можно найти в судьбе двух польских миссионеров из Париакото (Перу) - священников-францисканцев Збигнева Стшалковского и Михала Томашека. Они были убиты террористами 9 августа 1991 года и беатифицированы 5 декабря 2015 года. Их убили за проповедь Евангелия и за помощь бедным и больным. Несмотря на реальные угрозы для жизни, двое францисканцев не оставили миссию, но остались среди своей паствы. В день мученической смерти перед лицом опасности они служили Святую Мессу. Это был их последний акт - до похищения и мученической кончины. Они свидетельствуют о любви к Евхаристии и о том, что она - сокровище, которое дороже жизни.
Евхаристия - таинство духовного преображения.15 Она тесно соединяет со Христом, принимающий ее чувствует себя приобщенным к логике креста Христова, образу мыслей и действий Спасителя. Христос, присутствующий в Евхаристии, является лучшим учителем и воспитателем миссионеров. Созерцая Его присутствие во время адорации, миссионеры обновляют свое рвение и набираются сил для решения повседневных задач.
Евхаристия превращает миссионеров в учеников, способных к служению ближним и бескорыстной любви. Это школа самоотверженности, кротости и внимания к ближним. Тихое и скромное присутствие Христа побуждает стать даром для других по примеру Учителя, и осознание жертвенной любви в этом таинстве делает миссионеров готовыми к самоотдаче и самопожертвованию. Евхаристия содействует прощению, примирению с ближними, пониманию их ограничений и слабостей.
Евхаристия - это также школа диалога и уважения достоинства других людей и их ценностей. Миссионеры учатся в этой школе распознавать зерна истины, добра и красоты, которые благодаря действию Святого Духа находятся во всех культурах. Открытость и принятия инаковости помогают миссионерам устанавливать дружеские отношения с местными общинами, что помогает им принять евангельскую весть.
Миссионерский императив, вытекающий из Евхаристии
Тайну Евхаристии следует постоянно открывать для себя заново, чтобы выплыть на глубину и делиться этим неисчерпаемым богатством с людьми близкими и далекими, участвуя с энтузиазмом в миссии новой евангелизации. Для того, чтобы благовествовать, мы должны черпать свет, силу и мощь из Евхаристии. Миссия провозглашения Евангелия и построения Церкви выполнима именно потому, что миссионеры питаются из неиссякаемого источника Божией любви, который постоянно возобновляется в Евхаристии.
Чтобы мы могли эффективно проповедовать Евангелие в современном мире, давайте будем поддерживать постоянную связь со Христом в Евхаристии, будем послушно следовать за Ним и подражать Ему, и таким образом мы подготовим себя к достойному ответу на миссионерский призыв Христа, проповедуя в современном мире, который по большей части еще не знает Евангелия.
Евхаристия является школой миссии не только для миссионеров, но и для всех верующих, которые в ней участвуют. Не только последнее воззвание, но практически все моменты Мессы направляют участников к миссионерской деятельности и евангелизации, побуждая к выходу на периферию мира. Внимание слову Божию побуждает заботиться не только о своем собственном спасении, но о спасении всех людей. Молитва верных и приготовление даров формируют ответственность за дело спасения в современном мире, открывают евхаристического сообщество для нужд Церкви и мира. Евхаристическая литургия подчеркивает сверхъестественное измерение присутствия Христа, которое не может быть сокрыто в литургическом богослужении. Она представляет Церковь как мистическое Тело Христова, в котором одни члены заботятся о других. Это не герметично замкнутое сообщество, сосредоточенное на своих потребностях и проблемах; оно живет жизнью всей Церкви, в том числе и молодых миссионерских общин.
Миссионеры имеют право рассчитывать на молитвенную и духовную поддержку церковных общин, которые их посылали. С момента крещения каждый из нас стал учеником-миссионером. Ответственность за миссии, таким образом, лежит на всех. Принимая участие в Евхаристии, мы призваны углублять осознание того, что она предполагает наше участие в миссионерской деятельности всей Церкви. Чтобы выполнить свое миссионерское призвание, не обязательно отправляться на миссии. Через молитву о миссионерах и миссиях, через пожертвование Богу каждого прожитого дня мы можем эффективно поддерживать миссионеров. Еще одним средством их поддержки может стать жертва страданий, недостатков и тягот жизни в интенции миссий. Эта задача особенно актуальна для людей пожилых, больных или бедных.
Не менее важной формой содействия миссиям должна стать наша щедрость. Мы знаем, как она важна для миссий в бедных и экономически отсталых странах.16 Благодаря пожертвованиям, к которым нас обязывает Евхаристия, мы выражаем нашу солидарность с бедным и нуждающимся. Мы - Церковь, которая вырастает до размера полученного в Евхаристии дара, мы подражаем Христу, умывшему ноги своим ученикам.
Призыв к миссионерской вовлеченности
Современная Церковь постоянно напоминает об актуальности миссионерского призыва.17 Святой Папа Иоанн Павел II в энциклике "Redemptoris missio" писал: "Число тех, кто не знает Христа и не принадлежат к Церкви, постоянно растет, и со времен окончания Собора почти удвоилось. Для огромного числа людей, возлюбленных Отцом, для которых Он послал своего Сына, очевидна настоятельная необходимость в миссии. (...) Бог открывает перед Церковью горизонты человечества, более полно подготовленного к посеву Евангелия. Я думаю, что наступил момент вовлеченности всех церковных сил в новую евангелизацию и в миссии среди народов. Ни один верующий во Христа, ни один институт Церкви не может уклониться от этого наиважнейшего долга: провозглашения Христа всем народам".18
В том же духе выступал Папа Римский Бенедикт XVI, призывая к активизации усилий для миссии "ad gentes".19
Папа Франциск с самого начала своего понтификата призывает идти с посланием Христа на периферию мира.20 В Апостольском увещевании "Evangelii Gaudium", которое, как сам говорит, он написал членам Церкви, чтобы "мобилизовать для миссионерской реформы",21 Святейший Отец требует "миссионерского обращения", преображения церковных структур в миссионерском духе, вплоть до "постоянного пребывания в состоянии миссии".22
Этот призыв к миссионерству адресован не только к Церквам с давней традицией, сильными структурами и обильными призваниями, но и к молодым развивающимся Церквам, которые сами нуждаются в кадровой, организационной и финансовой поддержке. Хорошо понимают это молодые церкви Африки и Азии, которые, несмотря на трудности и недостатки, уже посылают своих миссионеров в другие страны. Пусть их опыт станет примером и для Церкви в Белоруссии, чтобы она открывала свое миссионерское призвание и делились верой с теми, кто никогда не слышал о Христе. Сегодня в мире более пяти миллиардов человек ждут Благой вести об Иисусе.
Святой Папа Иоанн Павел II в энциклике "Redemptoris Missio" выразил девиз обновления всей Церкви: "Миссионерская деятельность обновляет Церковь, вновь оживотворяет веру и самосознание христиан, наделяет новым энтузиазмом и вдохновением. Вера укрепляется, когда ее передают другим!"23 Папа выразил надежду, что "новая евангелизация христианских народов именно в верности вселенской миссии Церкви найдет источник вдохновения и опору".24
Эти его слова, его призыв по-прежнему актуальны и применимы к Церкви в Белоруссии. Я хотел бы пожелать, чтобы ваша приверженность к миссионерской деятельности Церкви способствовало обновлению Церкви в Белоруссии. Мужества вам, делитесь в своей бедности, и Бог стократно вознаградит щедрого дарителя.
В завершение я хочу привести словам Папы Франциска: "Я мечтаю о "миссионерском обращении", способном преобразовать все, дабы обычаи, стили, занятия, язык, и все церковные структуры соответствовали скорее евангелизации современного мира, нежели сохранению нынешнего положения дел. Реформу структур, которая требует пастырского обращения, можно понять только следующим образом: надо сделать их более миссионерскими, чтобы обычное пастырское попечение во всех его формах стало более экспансивным и открытым для верующих, побуждая пастырей к постоянной готовности выйти навстречу тем, кому Иисус предлагает свою дружбу, чтобы получить от них положительный ответ".25 - См.: J. Ratzinger, Teologia liturgii, Lublin KUL 2012, с. 347.
- Там же, с. 377.
- Ad Gentes, 6
- См.: E. Jezierska, Eucharystia – udział w śmierci i zmartwychwstaniu Chrystusa, w: J. Krucina (red.), Eucharystia, Wrocław 1987, str. 160-1169.
- Benedykt XVI, Homilia podczas Mszy św. w katedrze św. Stefana w Wiedniu, 9 IX 2007 r., w: http://www.opoka.org.pl/biblioteka/W/WP/benedykt_xvi/homilie/austria_swstefana_09092007.html
- Иоанн Павел II, Ecclesia de Eucharistia, 22.
- Ad gentes, 2.
- Jan Paweł II, Eucharystia i misja – nierozerwalnie związane, Orędzie na Światowy Dzień Misyjny 2004, 2.
- Franciszek, Orędzie na zakończenie Międzynarodowego Kongresu Eucharystycznego w Cebu, w: http://pl.radiovaticana.va/news/2016/01/31/papie%C5%BC_na_zako%C5%84czenie_kongresu_eucharystycznego_w_cebu/1205034
- Ad gentes, 9.
- Papieski Komitet Międzynarodowych Kongresów Eucharystycznych, Eucharystia źródło i szczyt posłannictwa Kościoła. Refleksje teologiczne i duszpasterskie przed 51. Międzynarodowym Kongresem Eucharystycznym, Cebu, Filipiny, 24-31 stycznia 2016 r., c. 27.
- Иоанн Павел II, Mane nobiscum Domine, 24.
- См.: L. J. Trese, W co wierzymy. Podstawy wiary i życia chrześcijańskiego, Kraków 2007, с. 347.
- Иоанн Павел II, Orędzie na Światowy Dzień Misyjny 2004.
- См.: A. Rouet, Zrozumieć sakramenty, Kraków 2004, c. 148.
- A. Jacoń, Do kogo jesteśmy posłani?, w: Z. Sobolewski (red.), Radość Ewangelii źródłem misyjnego zapału. IV Krajowy Kongres Misyjny, Warszawa 12-14 czerwca 2015 , Górna Grupa „Verbinum” 2015, с. 228-229.
- См.: J. Mazur SVD, Radość Ewangelii źródłem misyjnego zapału, Kielce „Jedność” 2015, с. 62.
- Иоанн Павел II, Redemptoris missio, 3.
- См.: J. Mazur, tamże, с. 97.
- См.: J. Urban, Rozwój idei misyjnej w posoborowych dokumentach papieskich, w: Z. Sobolewski (red.), Radość Ewangelii…, str. 176.
- Франциск, Laudato si nr 3.
- Франциск, Evangelii gaudium, 25.
- Иоанн Павел II, Redemptoris missio, 2.
- Там же.
- Франциск, Evangelii gaudium, 27.
|