Проповедь отца Патрика Олиха в Будславе по случаю перегринации копии креста святого Домиана |
Дорогие братья и сестры в Иисусе Христе! Сегодняшнее Евангелие очень радикальное и строгое. Иисус ставит перед учениками выбор — или Царство Божие, или грех. И учит: «Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царство Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает». Это учение не так просто воплотить в жизнь. Я не говорю о буквальном значении и исполнении слов Спасителя: никто не будет отсекать себе руки или ноги и увечить себя. Тело тоже сотворил Бог, и мы должны бережно к нему относиться. Этими словами Христос показывает, что мы должны выбирать прежде всего Царство Божие, то есть волю Бога, даже если это будет для нас непросто и нужно будет отречься от чего-то в своей жизни. Мы, францисканцы, в этом году празднуем большой юбилей нашего Ордена Меньших Братьев — 800 лет со дня утверждения Устава, написанного святым Франциском. Восемьсот лет братья и сестры служат Богу, подражая святому Бедняку из Ассизи, который первым рискнул жить странно, стараясь нравиться только Богу. Можно сказать, он отсек свою руку и ногу, отрекаясь от богатств семьи, от славы, почестей, жизни в семье, хотя мог иметь все это. Все изменилось перед этим францисканским крестом, или крестом святого Дамиана (название произошло от часовни святого Дамиана недалеко от родного города Франциска – Ассизи). Ведь Франциск был обычным молодым человеком своего времени и ничем особенным не отличался. Родился он в конце ХІІ в. в достаточно богатой семье. Богатство отца позволяло Франциску ни в чем себе не отказывать. Мир открывал перед Франциском многие возможности. Решив стать рыцарем, прославиться на боле битвы, он собирается на войну. Будущий святой еще больше утвердился в этом стремлении, когда увидел сон — большой замок, наполненный военным убранством. Франциск слышал голос, говоривший ему: «Это все для тебя и для твоих рыцарей». Он отправился на войну, но попал в плен, где пребывал больше года. По возвращении в родной дом Франциск серьезно заболел. Но и это его не сломило. Он снова устремился на войну. На этот раз его остановил Бог. Франциск увидел сон, в котором чей-то голос спрашивал его: «Франциск, кому ты хочешь служить — слуге или господину?» Он ответил: «Господину». «Тогда возвращайся», — велел голос. Франциск вернулся — это было осенью 1204 г. Наверное, без славы возвратиться в родной город было не просто для Франциска. Но он уже учился отказываться от себя и мирской славы. Он просил Бога, чтобы Тот помог понять, каков его путь, если это не военная карьера. Он ищет и молится. И вот осенью или зимой 1205 г. Бог отвечает ему. В то день Франциск проходил недалеко от часовни святого Дамиано, в окрестностях Ассизи. У него появилось желание помолиться в этой часовне. Войдя, он стал на колени и просил: «Всевышний Боже славный, освети тьму сердца моего и дай мне истинную веру, ясную надежду и совершенную любовь, разумение и познание, Господи, чтобы исполнил я Твое святое и истинное призвание». Когда он так молился, то услышал голос: «Ступай, Франциск, отстрой мой дом — ты видишь, он почти разрушился!» Святой Бонавентура об этом происшествии пишет так: «Кроме Франциска в церкви в тот час никого не было. Он содрогнулся и замер, восприняв чудо божественного голоса, и когда он постиг сердцем, что внимал самому Христу, то лишился памяти и упал без чувств. Придя в себя, он поспешил исполнить повеление и всей душой предался восстановлению внешнего здания церкви, хотя Божии слова главным образом относились к той церкви, которую Христос приобрел Себе Кровью своей, как указал позже Франциску Святой Дух и что сам он позже открыл братьям» (Большая Легенда, глава II). Начался новый этап в жизни Франциска. Он решает отстраивать церквушку святого Дамиана, потому еще одну часовню, потом еще одну. Под давлением отца отдает ему все — деньги, имя и даже одежду. Он начал служить прокаженным. Потом последовало слушание Евангелия, первые братья, первый устав, то есть правило жизни братьев святого Франциска, утверждение которого папой Иннокентием III в 1209 г. мы и празднуем. Святой очень часто будет возвращаться к этой часовне и к этому кресту, чтобы молиться, просить и благодарить. Здесь будут жить и духовные последовательницы святой Клары. В молитвах и посланиях святого очень часто говорится о кресте Господнем. Известно и о его почитании Христа распятого, за что святой получит большой дар — первым в истории Церкви он стал носить на своем теле раны Христа (стигматы) на руках, ногах и боку. Он учил своих братьев молиться так: «Прославляем Тебя, Христе, во всех церквах Твоих, какие только есть во всем мире, и благословляем Тебя, ибо святым своим крестом Ты искупил мир» (1Чел 45). Святой возвратился в Сан Дамиано после получения стигматов, незадолго до своей смерти. Полуслепой, ослабленный болезнями, здесь Франциск пишет «Гимн Солнцу», в котором прославляет Бога за Его творения, за всю природу, за все живое и даже за телесную смерть. Все становится поводом к прославлению Бога-Творца и Искупителя. После смерти святого его тело по дороге в Ассизи приносят и в Сан-Дамиано, чтобы с ним могли проститься сестры святой Клары. Почему Франциск так любил крест? Думаю, не только потому, что с него прозвучал голос, изменивший всю его жизнь. Этот крест больше не говорил к нему звуками, какие улавливают уши. Он приходил, чтобы слушать сердцем, чтобы набираться сил, чтобы возобновлять в себе весь пыл начального обращения к Богу. Он приходил к кресту, чтобы смотреть на Иисуса — своего Учителя и Бога. Как видим, этот крест — это икона распятия.
Часто мы можем думать, что икона присуща только Православной Церкви, но
это не так. Оригинал креста Сан-Дамиано написан в ХІ в. в самой Италии,
такой стиль изображения святых тайн был присущ не только Православной
Церкви, но и Католической. Каждая икона — это словно окно в другой мир,
в другое измерение. Мы находимся здесь, в храме. За окном видим
деревья, ветер, дождь, снег, но это там, а здесь другой мир. Так и
икона открывает нам возможность посмотреть в Божью действительность,
хочет помочь нам лучше понять Бога. В прежние века иконы были
своеобразным поучением для простых людей, поскольку в то время немногие
могли читать и писать. Но даже тот, кто не умел читать, мог «читать»
икону. Это открытая книга. Правильно говорить об иконе, что она
«пишется», «написана», а не нарисована. Как пишется книга, так и икона
пишется. Каждый может прочесть в ней что-то новое, научиться чему-то
важному. Надо только уметь правильно понять те знаки и символы, которые
есть в этой книге. Мы рассмотрим некоторые символы, которые для нас уже
не столь ясны, как для людей того времени, поэтому нам трудно иногда
понять, прочитать икону. В иконе нет лишнего, все что-то означает, о
чем-то говорит. |
Адноўлена 29.09.2009 12:12 |