Фота Аўдыё Відэа  
be  ru  pl  en  de info@catholic.by
Гэта архіў старой версіі сайта. Новая версія знаходзіцца па адрасе catholic.by
Гамілія Мітрапаліта Тадэвуша Кандрусевіча ў Маскве на ўрачыстасць Беззаганнага Зачацця Найсвяцейшай Панны Марыі

Масква, катэдральны сабор, 8 снежня 2014 г.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

1. Сегодня Католическая Церковь празднует одно из самых великих торжеств – Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии. Это престольный праздник московского кафедрального собора и одновременно главное торжество архиепархии Божией Матери в Москве.

Сегодняшнее торжество по своей сути является противопоставлением дара Непорочного Зачатия, который получила от Бога Мария, первородному греху, в состоянии которого каждый человек, как потомок Адама, приходит в этот мир. Мария является единственным исключением из существующего порядка.

Хотя догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии был провозглашен блаженным Папой Пием IX только в 1854 г., в западной христианской традиции этот праздник отмечался давно, ибо, основываясь на Евангелии, люди верили в исключительность Марии в истории спасения, включая Ее зачатие без греха.

2. Богословским обоснованием догмата о Непорочном Зачатии Марии являются слова архангела Гавриила из сегодняшнего Евангелия. Божий посланец назвал Ее «благодати полной», что означает той, которая без греха. Приняв Божие предложение стать Матерью Спасителя, Мария стала первой дарохранительницей, ибо под Ее сердцем начало биться сердце еще не родившегося Иисуса. Христос – это сама святость, и она не может соприкасаться с грехом. Это еще один аргумент в пользу того, что Мария, как Мать Спасителя, должна была быть без греха.

Провозглашая догмат нашей веры о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии, Папа Пий IX говорит, что Она удостоилась такой благодати ради будущих заслуг Ее Сына Иисуса Христа, а именно смерти и воскресения. Во время явлений в Лурд в 1858 г. Мария подтвердила св. Бернардете Субиру, что Она Непорочное Зачатие.

Хотя Православная Церковь не исповедует истины веры о Непорочном Зачатии Марии, тем не менее она в литургии называет Ее Пречистой Богородицей.

3. Называя Марию Непорочно Зачатой, Церковь называет Ее второй Евой. Первое сегодняшнее чтение повествует о грехопадении наших первых родителей Адама и Евы. Дьявол очень искусно искушает Еву. Он задает ей совсем, как бы казалось на первый взгляд, невинный вопрос. Правда ли, что Бог запретил им вкушать плоды со всех райских деревьев? На что Ева отвечает: да нет же, не со всех, а только с одного, с древа познания добра и зла.

Дьявол идет дальше. Он говорит: как же так, со всех деревьев можно вкушать, а с одного нет! Это какое-то недоразумение. На что Ева объясняет ему, что плод этого дерева смертелен и ведет к летальному исходу. Да куда уж там, не помрете, а наоборот станете подобными Богу, – ретируется дьявол. И Ева поддается искушению. Мало того, она предлагает этот плод Адаму, в результате чего и Ева, и Адам согрешили. Зная о запрете Бога, Адам  должен был отказаться. Поэтому его действие греховно, ибо он добровольно его совершил.

Адам и Ева, как им и обещал дьявол, не умерли, но стали смертными, ибо потеряли одежды Божией благодати.

4. Сегодня, во времена отступления от Бога, мы с восхищением смотрим на Марию. Она первая уверовала в Иисуса как Спасителя и потому является первой христианкой и моделью христианской жизни. Каждый день мы боремся с искушениями и грехом, и в этой борьбе Мария является для нас помощью и примером.

Если Ева ввела Адама в грех, то Мария ведет нас ко Христу. Благодаря Ее согласию с Божией волей были восстановлены нарушенные нашими первыми родителями отношения между человеком и Богом. Мария является новой Евой, ибо Она наша духовная Мать.

5. Первое сегодняшнее чтение также повествует о том, что после грехопадения Адам и Ева спрятались среди деревьев, ибо, согрешив, почувствовали свою наготу. Бог их искал. Почему Он так делал? Потому что полюбил их до конца, полюбил даже грешных.

Начатый еще в раю поиск Богом грешного человека продолжается. Бог и сегодня спрашивает: «Человек, где ты?», чтобы помочь ему исцелиться от болезни греха и одеть его в одежды Божией благодати.

6. Бог делает это через Церковь. А Церковь есть там, где епископ, – как учит св. Игнатий Антиохийский.

Четверть века тому назад св. Иоанн Павел II назначил меня первым после длительного времени гонений епископом в Беларуси. Неполные два года епископского служения на родине стали временем поистине большой Божией благодати возрождения Католической Церкви. Удалось вернуть около 100 ранее конфискованных храмов, основать духовную семинарию в Гродно, издать Чин Мессы и малый Катехизис на белорусском языке. На помощь прибыли священники из-за границы. Церковь открыто начала заниматься евангелизацией и катехизацией, а также благотворительностью.

В такой, очень благоприятной, ситуации Папа Иоанн Павел II  своим решением от 13 апреля 1981 г. назначил меня Апостольским администратором для католиков латинского обряда в европейской части России. Тогда же настоятель прихода Христа Царя в г. Маркс Саратовской обл. священник Иосиф Верт был назначен епископом и Апостольским администратором для католиков латинского обряда азиатской части России. На огромной территории Российской Федерации была восстановлена отсутствовавшая здесь с 30-х годов ХХ столетия католическая иерархия. Свое служение в России я начал 28 мая 1981 г. торжественной святой Мессой во дворе храма св. Людовика и продолжал его до осени 2007 г.

Это время также было временем особой Божией благодати возрождения Церкви, ее становления и укрепления. Тогда начался продолжающийся и сегодня процесс реализации фатимского пророчества об обращении России, основная роль в котором принадлежит Русской Православной Церкви. Католическая Церковь также принимает в нем посильное участие. Были возрождены ее основные структуры, включая сеть приходов, которые входили в соответствующие деканаты и пастырские регионы. Была основана Высшая духовная семинария «Мария – Царица апостолов», которая в настоящее время находится в Санкт-Петербурге; Колледж католической теологии, философии и истории св. Фомы, впоследствии ставший институтом; благотворительная организация «Каритас»; несколько издательств; католические газеты и журналы; две радиопрограммы и многое другое. Особое внимание обращалось на катехизацию, пастырство семей и молодёжи, а также на развитие отношений с обществом и Русской Православной Церковью, прежде всего с целью совместного христианского свидетельства и ответа на вызовы времени.

Учитывая растущие потребности и необходимость обеспечения нормального пастырского попечения верующих на огромных территориях Российской Федерации, в 2002 г. была образованы Митрополия Католической Церкви, которая включает в себя архиепархию Божией Матери в Москве, епархии св. Климента в Саратове, Преображения Господня в Новосибирске и св. Иосифа в Иркутске. В результате этого обреченная на исчезновение Католическая Церковь начала путь возрождения и стала интегральной частью российского общества.

7. Сегодня, в престольный праздник епархии Божией Матери в Москве, в этом прекрасном кафедральном соборе Непорочного Зачатия, который является символом возрождения Католической Церкви в России, как ваш бывший епископ и паломник, благодарю Бога и Пресвятую Богородицу за 25 лет епископского служения, 16 из которых были посвящены служению в России, которая для меня стала второй родиной и в которой я оставил частицу своей души.

Сегодня, благодаря Бога за все, что было достигнуто, и прося прощения за, может быть, не до конца использованные возможности, хочу также благодарить российских епископов, священников, монашествующих и верующих за тесное сотрудничество. Только будучи вместе, мы смогли достичь таких результатов.   
          
8. Епископ, по-гречески эпископос, - это вперед смотрящий. Нелегко было смотреть вперед 25 лет назад, когда надо было идти в неизвестное. Но я всегда вверял себя и свою деятельность Божиему Провидению и Пресвятой Деве Марии, веря в то, что Ее фатимское пророчество осуществится. В своем служении полагался на священников и монашествующих, а также обращался за помощью и молитвенной поддержкой к мирянам. Мы все вместе становили Церковь как Божий Народ. Спасибо вам за это.

Первый Апостольский Нунций, тогда еще в Советском Союзе, говорил, что мне уготована роль бульдозера. Понятно, что одним из предназначений бульдозера есть расчистить дорогу. Эта дорога не будет автострадой, но по ней можно ехать. Удалось мне это в полной мере или нет, пусть судит Бог и люди. Но доставшаяся в наследство от атеистического режима с греховными завалами дорога хоть как-то была расчищена, чтобы по ней Господь мог прийти к людям.

Памятуя о том, что совершенен только Господь, необходимо и дальше в нашем жизненном Адвенте расчищать эту дорогу, чтобы ничто не мешало Спасителю прийти в наши сердца.

9. Сегодня Католическая Церковь в России, равно как в Беларуси и во всем мире, должна решать новые проблемы и отвечать на вызовы времени. От этого будет зависеть ее и мира будущее.

Здесь особая роль принадлежит епископу, как вперед смотрящему; как тому, который должен принимать жизненно важные решения и нести ответственность за местную Церковь.

10. Девизом своего епископского служения я выбрал слова “Quis ut Deus“ – “Кто же, как не Бог“. Этим самым я желал отдать должное всем тем, кто в трудные времена гонений на первом месте поставил Бога, повторил слова св. апостола Петра: “Господи, к кому мы пойдем, Ты имеешь слова жизни вечной”. Они тогда выиграли с несвободой. Выиграет ли современный секулярный мир со свободой, которая является новым вызовом и испытанием? Все зависит от нас самих, от того, кому мы отдадим приоритет: Богу или секулярному миру; от того, кто нас будет вести по жизни – закон Божий или чисто человеческий.

Оставив в России частицу своего сердца, всегда помню и молюсь о Церкви в России и прошу вас молиться обо мне. Поддерживайте вашего епископа Павла Пецци, который любезно пригласил меня также и в Москве отпраздновать серебряный юбилей моей епископской хиротонии. Молитесь о всех епископах, чтобы мы все вместе, по примеру Непорочно Зачатой Марии, уверенно шли в новое, преисполненное евангельских ценностей завтра. Аминь.

Адноўлена 08.12.2014 21:04
 

Пры выкарыстанні матэрыялаў сайта спасылка на Catholic.By абавязкова.

Гаміліі

05.07 09:13Гамілія Мітрапаліта Кандрусевіча падчас св. Імшы ў Тракелях
01.07 11:55Гамілія Мітрапаліта Кандрусевіча падчас св. Імшы ў Будславе
26.06 11:53Гамілія Мітрапаліта Кандрусевіча падчас св. Імшы на распачацце пілігрымкі з Мінска ў Будслаў
21.06 11:59Гамілія Мітрапаліта Кандрусевіча на Імшы для ўдзельнікаў Парафіяды Гродзенскай дыяцэзіі
15.06 12:02Гамілія Мітрапаліта Кандрусевіча да 25-годдзя адраджэння парафіі ў Слуцку
04.06 15:47Гамілія Мітрапаліта Кандрусевіча ва ўрачыстасць Спаслання Духа Святога
27.05 09:06Гамілія Мітрапаліта Кандрусевіча на св. Імшы перад працэсіяй Божага Цела ў Мінску
21.05 19:31Гамілія Мітрапаліта Кандрусевіча падчас св. Імшы з нагоды сярэбранага юбілею манаскіх абяцанняў біскупа Аляксандра Яшэўскага SDB
21.05 12:00Гамілія Мітрапаліта Кандрусевіча падчас св. Імшы з удзелам дзяцей да Першай Камуніі ў мінскай архікатэдры
20.05 14:19Гамілія біскупа Антонія Дзям’янкі падчас св. Імшы з нагоды 360-й гадавіны пакутніцкай смерці св. Андрэя Баболі