Калінінград, касцёл св. Адальберта, 24 красавіка 2016 г.
Церковь Калининграда, будь верна своей миссии
Возлюбленные во Христе братья и сестры!
1. Евангелие V воскресенья Пасхи представляет разговор Христа с апостолами во время Тайной Вечери. В нем сокрыто Его глубокое учение о взаимной любви, которая является краеугольным камнем взаимоотношений между людьми и гарантией счастливой жизни.
Сегодня, празднуя 25-летие возрождения структур Католической Церкви в России, мы должны помнить об этом учении и им руководствоваться в нашей жизни. История христианства и Церкви в России и особенно на ее западных рубежах свидетельствует о том, что несоблюдение принципов любви к Богу и ближнему чревато трагическими последствиями.
Еще не так давно казалось, что на этой земле больше никогда не будет больше провозглашаться Евангелие. Однако невозможное человеку оказалось возможным Богу, свидетелями и участниками чего мы являемся назло всем силам зла.
2. “Со смертью тиранов их роль завершается. Со смертью мучеников их роль только начинается”, - сказал известный датский христианский философ и мыслитель XIX столетия Серен Киркегард. История неоднократно подтвердила верность этих слов. Где сегодня бывшие кровавые властелины? Как правило, на полках библиотек, в то время как праведные мученики пребывают в славе Божией.
Сегодня мы благодарим Бога за мученика этой земли св. Войтеха- Адальберта, который первым принес сюда Благую Весть. Мы благодарны многим известным и неизвестным мученикам этой земли, которые обагрили ее своей кровью в течении всей ее славной и трагической истории.
Празднуя серебряный юбилей возрождения структур Католической Церкви в России, мы с трепетом вспоминаем мучеников атеистического режима и преклоняем перед ними свои головы. Вспоминаем также мужественных свидетелей веры, наших отцов и матерей, дедушек и бабушек, которые в те трудные времена гонений на простых молитвах, Розарии, Венчике к Божиему Милосердию, литаниях и народном благочестии в катакомбных условиях учили нас вере.
Атеистический режим старался превратить эту богатую христианскими традициями и историей землю в духовную пустыню. Но подземная река веры, как сказал св. Иоанн Павел II во время встречи с учащимися Высшей духовной семинарии “Мария - Царица апостолов” в Санкт-Петербурге в далеком 1995 г., плыла и пробилась наверх в предусмотренное Богом время.
3. Бывший Советский Союз и Россия долго шли к этому дню. Это был тернистый путь гонений, ссылок священников и верующих, разрушения храмов и монастырей, попрания Евангелия, святости и прав человека. Все это время верующие с надеждой вспоминали слова Иисуса, сказанные апостолу Петру: “Ты Петр, скала, и на этой скале Я создам свою Церковь и врата ада ее не одолеют”.
Помнили они и о фатимском пророчестве из далёкого 1917 г., который у нас прежде всего ассоциируется с Октябрьской революцией, начавшей период преследования Церкви. Именно тогда, когда атеистический режим надвигался на Восток, в далекой Фатиме на самом западе Европы Мария начертала наше будущее. Дабы избегнуть грядущих бед, Она призвала к молитве и обращению. Зная, что люди Ее не послушают, Она говоря о бедах, которые нас ожидают, в том числе и о преследовании Церкви, дала надежду на лучшее. А именно, что Ее Пренепорочное Сердце востриумфует и Россия обратится.
И этот день пришел. Пришел именно в фатимский день 13 апреля 1991 г. Тогда св. Иоанн Павел II своевременно прочитал знаки времени и принял соответствующие решения о возрождении структур Католической Церкви в Беларуси на уровне Минско-Могилевской митрополии, в которую вошли одноименная Минско-Могилевская архиепархия, Пинская епархия и новоучрежденная Гродненская. В тот же день он восстановил церковные структуры в России на уровне Апостольских администратур для католиков латинского обряда в Европейской и Азиатской частях Российской Федерации, а также в Казахстане и Средней Азии.
Таким образом территории, на которых веками жили католики, наконец-то получили своих епископов, что особенно важно для нормализации жизни Церкви. Святой Игнатий Антиохийский говорит, что там, где есть епископ, есть и Церковь.
4. Будучи до этого Апостольским администратором Минской епархии для католиков латинского обряда Беларуси, я был переведен в Москву с юрисдикцией на Европейскую часть России. Таким образом мне было поручено окормлять также и католиков Калининградской области.
До этого я никогда не был в Калининграде, но наслышался о нем много. Прежде всего о том, что здесь после Второй мировой войны не осталось ни одного католического храма и ни одного священника. Работая в Вильнюсе, я неоднократно встречался с калининградскими католиками, которые ждали и не могли дождаться, когда у них будут священники и храмы.
Слышал я и о том, что здесь разрушались памятники архитектуры, в том числе и сакральные. Слышал, что был разрушен знаменитый Кёнигсбергский замок. Все это говорило о том, что эта земля стала полигоном атеизма, который поставил себе задачу огнем безверия выжечь веру и превратить ее в духовную пустыню.
Впервые приехав сюда осенью 1991 г., я встретил здесь Адальбертов нашего времени. Это прежде всего священник Анупрас Гавронскас, который несколько лет раньше приехал в Калининград из Литвы, чтобы служить людям, остававшимся без духовного окормления многие десятилетия. Это также священник Ежи Стецкевич, которого я направил сюда после моего назначения в Россию.
Не было храмов, но они служили Мессы на улицах и площадях, в снимаемых помещениях и у стен храма Святого Семейства. И сегодня, как первый епископ на этой земле после длительного периода гонений, хочу от всего сердца их поблагодарить. С Божией помощью они взялись за, казалось бы, невозможное - из руин возродить Церковь.
5. Начало 90-х годов прошлого столетия было временем новой евангелизации после времен II Мировой войны. Это было время культивирования земли засохших душ и сеяния в нее Божиего слова. Это также было время поиска верующих.
Результатов не пришлось ждать долго. Зарождались и укреплялись приходы. Начали строится храмы и часовни. Росло количество священников. Начали свое служение мужские и женское монашеские ордена. Успешно развивалась благотворительная деятельность. Появился Колледж католической теологии. Начало свою деятельность издательство св. Адальберта и издавалась газета “Калининградский католический вестник”. Успешно развивалась катехизация. Паломничества к установленному на месте мученической смерти св. Адальберта кресту и другим святым местам в Европе и Святой Земле стали неотъемлемой частью жизни Католической Церкви в Калининграде и области. Успешно развивались отношения с другими вероисповеданиями, особенно с Русской Православной Церковью.
Не побоюсь сказать, что тогда именно в калининградском регионе Католическая Церковь возрождалась и развивалась наиболее динамично.
6. Сегодня, после 25 лет, Католическая Церковь в Калининградской области гордится своими развитыми структурами. В Калининградском деканате 19 приходов, в которых служат 18 священников. Церковь в Калининграде может гордится и тем, что из нее вышло 3 священника и 3 монахини, в настоящее 3 семинариста проходят формацию к священству.
Необходимо подчеркнуть и то, что Католическая Церковь играет позитивную роль в общественной жизни Калининградской области и стала ее интегральной частью.
7. С гордостью оглядываясь на пройденный путь, необходимо думать о будущем. Латинская пословица говорит: “Qiui non progredit, regredit” - “Кто не развивается, тот отступает назад”. Мы также хорошо знаем, что стоячая вода портится и становится непригодной для питья. А людям нужна свежая вода Божией благодати.
Сегодня необходимо не только продолжать заботиться о материальном состоянии Церкви, о храмах и часовнях, о новых приходах и структурах и т.д., но нужно более эффективно использовать уже имеющиеся материальные и духовные возможности с целью своевременного ответа на вызовы времени.
Невооруженным глазом видно, что злой дух не спит, что проявляется во все большей секуляризации общества и особенно Европы. Современный человек часто живет так, как если бы Бога вообще не было. Многие говорят, что верят в Бога, но свою веру оставляют в церкви или дома. На улице и на работе остаются такими же, как и другие, и часто живут так, как если бы Бог вообще не существовал. Философия толпы диктует поведение человека до такой степени, что он, будучи верующим, на практике таким не является. Он говорит: “Все пьют, и я пью, все принимают наркотики, и принимаю, все разводятся – так почему я не могу, все делают аборты, и я тоже могу”. Таковы тенденции современности, и мы не желаем выделяться из толпы и отличаться от других. Часто можно услышать мнение, что сегодня, мол, не средние века, моральные нормы устарели и их необходимо пересмотреть и облегчить. А какой стиль жизни нам предлагают современные медиа? Вместо того, чтобы способствовать новой евангелизации и нести в мир свет Евангелия, они наполняют мир антиценностями.
Все эти духовные аномалии совершаются во имя свободы и считаются прогрессом.
С чувством глубокой боли мы восприняли террористические акты в Париже и Брюсселе и молимся об их жертвах. Терроризм не является средством для решения проблем и противоречит закону любви к ближнему, который присутствует во всех религиях.
Однако не провоцирует ли сам человек подобные явления? В концертном зале Парижа в ноябре прошлого года от пуль террористов погибло около 90 человек. Но какую песню они в то время пели? “Дьявол, я тебя люблю, дьявол, я тебя обниму, дьявол, я тебя поцелую в язык”. И дьявол не заставил себя долго ждать.
Террористический акт в Брюсселе был совершен во время Страстной недели этого года, когда мы созерцали страсти Господни. Но в то же самое время в спортивных магазинах города продавались скейтборды, на досках которых было представлено распятие. Именно на нем алчные к наживе предприниматели предлагали стоять ногами и кататься. Это не что иное, как глумление над святым распятием.
8. Видя такие и подобные духовные аномалии, нам необходимо помнить о том, что они ведут к жизни без Бога, которая не имеет никакой перспективы. Недавняя и трагическая история Калининградского края является великолепным этому примером. Неужели мы хотим наступить еще раз на те же грабли? Они бьют больно и прямо в лоб.
Мария в Фатиме говорила: “Если будете молиться и обратитесь, тогда все будет хорошо, если нет, тогда вас ждут большие беды”. Так и случилось. В свете вызовов современности необходимо сказать, что фатимские объявления актуальны и сегодня. Если хотим жить нормальной жизнью, то должны молится и обращаться.
9. Возрождение Католической Церкви - это проявление Божиего милосердия, которое является наиболее характерной особенностью Бога и даже Его именем, как говорит Папа Франциск. Однако нам непозволительно растратить этот дар. Церковь учит милосердию и олицетворяет его. Она призывает к тому, чтобы все люди открылись на Божие милосердие и сами стали его носителями в современном мире.
Церковь Калининграда! Ты прошла большой и сложный путь возрождения и становления и сегодня начинаешь писать новую страницу своей истории.
Церковь Калининграда! Оставайся и дальше открытой на действие Святого Духа, будь верной своему богатому наследию и миссии возвещения Евангелия, веди людей к вратам Божиего милосердия.
Церковь Калининграда! Смело иди в новое время с новой надеждой и всегда будь таинством всеобщего спасения. Да благословит тебе на этом пути Господь! Аминь.
|