Санкт-Петербург, прокафедральный собор Успения Божией Матери, 22 мая 2016 г.
Глубокоуважаемый о. Стефан, братья во священстве, монашествующие, братья и сестры!
1. Сегодня Католическая Церковь отмечает торжество Пресвятой Троицы, когда мы прославляем единого в Трех Лицах Бога Отца, Сына и Святога Духа. Этим самым мы подтверждаем веру в одного Бога, но в Трех Лицах. Причем каждое из них является Богом. Математически этого невозможно объяснить. Даже школьник младшего класса скажет, что это просто-напросто некая несуразица, ибо как один может равняться трем.
Хотя в описании творения мира говорится, что Дух Божий витал над водами, тем не менее в Ветхом Завете Святой Дух, как третье Лицо Пресвятой Троицы, почти не вспоминается, Этому есть свое объяснение. Избранный Народ, который исповедал монотеизм, находился в окружении народов, которые исповедовали политеизм. Поэтому идея Пресвятой Троицы могла бы вызвать недоразумение и, может быть, даже вести к политеизму. И только Иисус объявил нам эту правду.
Святой Августин долго пытался познать тайну объявленной Богом истины о Пресвятой Троице. Предание повествует о том, что однажды, прогуливаясь по берегу моря, он увидел мальчика, который маленьким ведерком переносил воду из моря в небольшую ямку. Он спросил его: «Что ты делаешь?» Мальчуган ответил: «Переливаю море в эту ямку». «Но это невозможно!» - воскликнул Августин. В ответ мальчик сказал: «Также невозможно понять тайну Пресвятой Троицы» и исчез. Августин понял, что это был Божий глас и, как говорит пословица, устами детей возвещается истина.
Также и мы должны поступать. Правду о Пресвятой Троице просто необходимо принять, как Богом объявленную. Хотя, конечно, можно искать неких параллелей в жизни или науке. Например, если в воду добавить лед, то мы получим три разных состояния той же самой воды: собственно вода, лед и испарение, которое всегда есть над поверхностью воды.
2. Сегодня мы собрались в храме Успения Божией Матери в Санкт-Петербурге по случаю серебряного юбилея священства его настоятеля о. Стефана Катинеля.
Святой Иоанн Павел II говорил, что священство – это тайна и дар. Тайна. Почему Бог выбирает простого и слабого человека, чтобы был инструментом спасения людей в Его руках? Почему простых галилейских рыбаков Христос выбрал быть Его апостолами? Почему выбрал меня или какого-то иного священника? И, наконец, почему выбрал Стефана? Ответа на это вопрос мы не найдем, так же как и св. Августин не смог найти ответа на тайну Пресвятой Троицы.
Но каждый из нас, священников, помнит тот момент, когда мы услышали голос зовущего нас Господа и ответили на него. Услышал его молодой Стефан и ответил словами пророка Исайи: «Вот я, Господи, пошли меня!» Это было непростое время. Мало того, что выбор священнического пути во времена гонений был чреват большими неприятностями призванному, но нередко был чреват неприятностями также его близким.
Что помогло молодому Стефану во времена атеистического режима услышать голос зовущего его к священству Христа, знает только он и Бог. Не исключено, что, воспитанный своими родителями в духе послушания Богу, он глубоко к сердцу принял слова Христа о великой жатве и недостающих делателях. И, действительно, в те времена в Беларуси с каждым днем становилось все меньше священников. Казалось, что со смертью последнего Церковь перестанет существовать. Осмелюсь также предположить, что большое влияние на принятие решения Стефаном оказал пример старших священников. Они не нарекали на трудности, но, закасав рукава, трудились на Господней ниве.
И вот молодой Стефан постучал в двери Рижской духовной семинарии, чтобы после прохождения человеческой, духовной, интеллектуальной и пастырской формации быть рукоположенным. Очень хорошо помню тот весенний день, когда в гродненском кафедральном соборе св. Франциска Ксаверия я рукоположил трех новых священников. Двое из них поехали со мной в Россию. Это умерший после тяжелой болезни год назад Ян Заневский, который стал первым канцлером тогда еще Апостольской администратуры для католиков латинского обряда Европейской части Росси. Другим стал сегодняшний юбиляр священник Стефан Катинель. Это был необыкновенный на те времена дар для Католической Церкви в России. Это был также дар народу, который пережил Голгофу ХХ столетия, сохранил веру и хотел ею жить.
Спасибо тебе, отец Стефан, за это решение, которое свидетельствует о надлежащем понимании миссии и вселенскости Церкви. Святой Отец Франциск в Послании на День молитв о призваниях в этом году подчеркивает, что никто не рукополагается для служения только в конкретных условиях и для конкретного места, а для Церкви, для служения там, где необходимым считает церковная власть.
3. Наш юбиляр о. Стефан после рукоположения был назначен викарием единственного в те времена в городе на Неве прихода Божией Матери Лурдской на Ковенском переулке. Там под руководством настоятеля о. Павла Одиньша, который приехал из Латвии, он провел свои первые священнические годы.
Когда по неисповедимому Божиему Промыслу пришло время открывать новые приходы и Церкви был передан находящийся в ужасном состоянии храм Успения Божией Матери, я назначил зарекомендовавшего себя с хорошей стороны и ревнивого о спасении душ пастыря о. Стефана его настоятелем.
4. Этот храм, как прокафедральный собор, занимает особое место в жизни не только архиепархии Божией Матери в Москве, но и Католической Церкви во всей России. Конструктивно он объединен с духовной семинарией. Тем самым он также является местом формации будущих священников, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на организацию пастырской деятельности в нем.
Благодаря стараниям о. Стефана в храме появился большой орган, что дало возможность проводить концерты огранной музыки. Все это, включая широко развитую катехизацию и иную церковно-культурную деятельность, сделало этот храм знаковым в жизни Католической Церкви как в Санкт-Петербурге, так и России. И в этом большая заслуга о. Стефана.
5. Сегодня мы смотрим на его и видим в нем такого же человека, как и каждый другой. Он может радоваться и печалиться. Может заболеть. Ему нужен кров над головой и все необходимое для жизни. Однако в то же самое время мы видим в нем того, кто действует от имени Христа. Второй Ватиканский Собор учит, что когда священник крестит, то сам Христос смывает первородный грех. Когда отпускает грехи, то это снова делает Христос. Когда совершает Мессу, то опять Христос бескровным образом жертвует себя за наши грехи.
Во время своего выступления на Пленарном заседании епископов Италии, посвященном постоянной формации священников, в прошлый понедельник 16 мая с.г. Папа Франциск сказал, что без священников деятельность Церкви не может быть полноценной. Наш народ испытал это на собственной шкуре в годы гонений. Ничто и никто не заменит священника. Только он может преосуществить хлеб и вино в Тело и Кровь Христа. Только он может отпустить грехи. Только благодаря его служению Божия благодать, без которой нет спасения, приходит к человеку.
6. Отец Стефан, сегодня ты благодаришь Бога за 25 лет священнического служения, которое прошло в городе св. Петра. Эти годы ты учил людей своей жизнью повторять слова князя апостолов: «Господи, к кому мы пойдем, Ты имеешь слова вечной жизни». В наше время мы переживаем истинный парадокс. С одной стороны радуемся свободе вероисповедания. С другой же на нашу духовную жизнь очень большое внимание оказывает секуляризация. В результате чего человек все чаще живет так, как если бы Бог вообще не существовал.
История возрождения Католической Церкви в Санкт-Петербурге связана с твоим именем и твоим служением. Сегодня ты начинаешь писать новую страницу своей священнической жизни. Начинаешь ее писать у алтаря, на котором совершаешь Евхаристию, в которой Иисус приходит к нам.
Он собирает нас у своего алтаря; своим словом разогревает наши сердца; в Евхаристии одаривает новой жизнью; возрождает Церковь и рассеивает тучи вызовов времени; помогает видеть дела Святого Духа; оживляет душу, призывает к миссии и пастырской любви и постоянно повторяет: «Не бойтесь, Я с вами да скончания века».
Кем мы были бы без Него? Какой была бы наша жизнь? Отношения с Ним нас сохраняют и помогают объять повседневную реальность с верой, так, что невозможное для человека становится возможным для Бога.
Пусть же Христос, который тебя, о. Стефан, призвал к священству и уже 25 лет его поддерживает, и дальше будет источником твоего успешного священнического служения во славу Бога и ради спасения людей. Аминь.
|