14 жніўня 2016 г., ХХ Звычайная нядзеля, Год С
Возлюбленные во Христе братья и сестры!
1. Сегодняшнее Евангелие может показаться странным, ибо Христос говорит, что принес на землю не мир, а разделения. Как можно это Его утверждение согласовать с тем, что Святое Писание Христа называет царем мира? В нагорной проповеди Он учит, что блаженны миротворцы. После своего Воскресенья Он приветствовал апостолов словами: «Мир вам». Так почему в сегодняшнем Евангелии Он говорит не о мире, а разделении?
2. Ответ на этот вопрос нам помогут дать следующие размышления.
Несколько лет тому назад умер архиепископ Парижа кардинал Жан-Мари Люстиже. История его жизни весьма поучительна и вносит ясность в поставленный выше вопрос. Он родился в Париже в семье еврейских мигрантов из Польши. Его имя было Аарон. Переход в католицизм в его семье считался предательством иудаизма. Тем не менее, его лучшим школьным другом был католик.
Когда началась война между Германией и Францией родители отправили его в одну католическую семью в пригороде Парижа с целью спасти его жизнь. Эта семья уважала его религиозные убеждения и не старалась обратить в католицизм. Тем не менее ее пример оказал очень большое влияние на него. Когда он прочитал Библию, то был очень впечатлен тем, как Ветхий Завет плавно переходит в Новый, а также связью между страданиями Израиля и Мессии. Большое влияние оказали также католические богослужения, которые он время от времени посещал. Однажды в Великий четверг он присутствовал на богослужении Последней Вечери, но ничего не понимал. Однако на следующий день, в Великую пятницу, когда не совершалась Месса, он почувствовал внутреннюю пустоту. Так потихоньку Бог трансформировал мировоззрение молодого Аарона, превращая его из иудейского в христианское.
В результате всего этого он решил стать католиком. Когда сказал об этом своим родителям, то они это восприняли с ужасом и сильно страдали из-за такого решения сына. Он им объяснял, что, становясь католиком, он не перестает быть евреем, а в католической вере видит истинное значение иудаизма. Однако его родители этого не понимали и не могли согласиться с его решением. Ему же, в свою очередь, было очень больно видеть их страдания.
Люстиже принял решение стать католиком, потому что чувствовал, что это необходимо для спасения его души. В конце концов, его родители, после того как привели его к раввину, которому он объяснил, почему Христос – это ожидаемый Мессия, согласились с его и его сестры, которая хотела следовать примеру своего брата, принятием католической веры.
К слову надо сказать, что его мать арестовали нацисты и она было замучена в концлагере в Освенциме.
3. Семья Люстиже – это пример разделения, которое принес Христос. Это именно то, о чем Он говорит в сегодняшнем Евангелии. А именно, что Он пришел принести не мир, а разделения. Мораль заключается в том, что мы должны придерживаться учения Христа, даже если это грозит разделениями. Вера в Бога должна быть на первом месте в нашей жизни, и никакие тенденции политкорректности не могут ее поколебать.
Никто не желает разделений и все мы предпочитаем единство и мир. Однако многим не нравится то, что кто-то встретил Христа и кардинально изменил свою жизнь. В результате возникают разделения, особенно среди современной молодежи, когда не все адекватно воcпринимают веру или выбор своего сверстника и изменение его жизни.
4. В настоящее время, когда мы видим процесс упадка нравов, нам необходимо еще более ревностно свидетельствовать наше христианство, что нелегко и что может вести к разделениям, с чем нужно считаться. Надо помнить, что для торжества злого духа достаточно чтобы мы ничего не делали, в духовном смысле были равнодушными и теплохладными и со всем соглашались, даже со злом, что часто проявляется в наше время, когда политкорректность врывается в сферу духовности.
В то же самое время Христос говорит, что кто исповедует Его перед людьми, того Он будет исповедовать перед ангелами Божиими, а кто отвергнет Его перед людьми, того и Он отвергнет перед ними. Иисус страдал из-за того, что Он был причиной разделений в обществе на тех, кто Его воспринимал как Мессию, и тех, кто считал богохульником. Все это, в свою очередь, стало причиной Его ужасных крестных страданий, которые, однако, привели к спасению человечества.
Подобно есть и в наше время, когда открытое исповедание веры поддается критике. Но надо быть смелым. Послание к Евреям, которое Церковь представляет нашему вниманию сегодня, призывает нас следовать за страдающим Христом. Поэтому нам непозволительно потерять из виду Христа и Его учение, ибо оно ведет к укреплению веры и совершенству.
5. Как Аарону Люстиже, позже кардиналу архиепископу Парижа, для спасения его души необходимо было обратиться из иудаизма в католицизм, так и нам необходимо следовать за Христом и оставаться верными нашему христианскому призванию, чего бы это ни стоило.
Примером нам должен служить св. Максимиллиан Кольбе, которго Церковь вспоминает сегодня. Он до конца своих дней остался верен своему христианскому, монашескому и священническому призванию и в Освенцимском концлагере отдал жизнь за отца семьи.
Примером нам должна служит Мария, торжество Успения которой будем праздновать завтра. Она, приняв Божию волю, всегда осталась ей верна, хотя это стоило Ей многих страданий, особенно когда Она видела и переживала страдания своего Сына Иисуса Христа.
Пусть, поэтому, по примеру Марии и св. Максимиллиана Кольбе живым будет наше христианское свидетельство, которое способно обращать в веру многих и укреплять ее. Аминь.
|